Философский раннеюношеский рассказик. Я бы сказал, интересный. Даже мне сейчас, потому что он как будто уже и не вполне мой.
- И Вы будьте здоровы.
- Полагаю, следует представиться.
- О, не стоит, нас всего двое.
- Что?
- Нет, нет, ничего.
- Боже, ну сделайте уже что-нибудь.
- Вам помочь?
- Ох, нет, Вы не так меня поняли.
- Что же тогда мне нужно сделать? Зачем?
- Да просто, чтобы путаницы не было.
- Путаницы?
- Ох, не важно. Садитесь.
- Так что же за путаница?
- Нет, не важно. Я думал, Вы тоже об этом знаете.
- О чем же?
- Нет, об этом либо знают, либо не знают. Понять это невозможно.
- Может, я все-таки пойму?
- Я задам наводящий вопрос. Вот как понять, что что-то сделали Вы, а не кто-либо другой?
- Как, как? Если что-то сделано мною, то это сделано мною, это понятно с самого начала.
- Но ведь точно так же я могу что-либо сделать. Чем мое "Я" отличается от вашего?
- Хотя бы тем, что вот я, а вот Вы. Это заведомо понятно.
- Ну, что ж, я так и думал. Видите ли, проблема-то как раз в том и состоит, что это заведомо непонятно. А объяснить столь фундаментальное явление невозможно.
- Неужто и Вам непонятно?
- И мне понятно, и Вам понятно - нет сомнений. Но ведь что есть я и что есть Вы? Кто мы такие? Чем мы отличаемся? Ведь тут и может возникнуть путаница, разве нет?
- По-моему, нет. Ну, вот как же? Вот я сижу, вот Вы сидите тоже, я здесь, а Вы – здесь.
- Я могу сказать то же самое. Смотрите. Вы - здесь, даже там, если быть более точным, а я - тут. Результат ведь тот же. А раз результат тот же, то ведь какая разница, кто это скажет: я или Вы? И какое значение вообще имеют эти "я" и "Вы"?
- Все дело в относительности...
- Я прекрасно знаю, что такое относительность, уж поверьте мне. Дело совершенно в другом, но вот Вы этого не понимаете и не поймете, я же сказал. Это лишь знать с самого начала можно или не знать.
- Не пойму? Уж стараюсь, как могу, и не безрезультатно, полагаю. И какого такого «начала»?
- Того момента, как появились мы с Вами.
- И каким же образом Вам что-то видно? Дар Божий? По-моему, это все такая чепуха…
- Что ж, пускай и чепуха, однако сейчас она является тем единственным, что нас тут держит, причем, неспроста и по чьей-то воле. Таких странных обстоятельств быть просто так не может.
- Это какой-то абсурд… По-моему, Вы слишком много об этом думаете.
- А Вы вообще ни о чем не думаете. Вы не существуете.
- Хе-хе, однако воздух я по-прежнему потребляю и кровь циркулирует в моих сосудах? Как же так?
- Это не имеет значения. Прекратим об этом. Не поймете - и все тут!
- Интересно же Вы себя ведете! Говорите о моем незнании, да так напыщенно и свысока, потом вообще заявляете о моем «несуществовании», а когда я задаю вам конкретный вопрос, на который нужно дать конкретный ответ… Вы ведь в состоянии дать конкретный ответ? Вы ведь знаете, а я ведь не знаю?
- Ну, вот, начинается...
- И что же это такое начинается?!
- То, ради чего мы здесь - конфликт.
- Я Вас совершенно не понимаю! Если Вы знаете, что между нами должен быть конфликт, то нельзя ли приложить все усилия, чтобы... Или вы хотите конфликта?
- И даже тогда, когда мы рассуждаем о конфликте, он развивается, а когда мы пытаемся его остановить, мы тем более толкаем его вперед. А главным образом потому, что Вы даже не подозреваете, в чем его суть. Как это говорится... Никакой ветер не будет попутным, если не знаешь, куда плыть.
- Вы пьяны?
- Понятия не имею! – ха-ха – То же самое могу сказать по поводу Вас.
- Да что Вы такое, черт возьми, несете?! Сначала Вы бредите про то, кто из нас «Я», а кто «не Я», потом вдруг – по Вашему инфернальному чутью – оказывается, что между нами сейчас происходит конфликт и что он был неизбежен! И еще замечательно, что я «по чьей-то воле» не могу сказать, трезв ли я! Да трезв я, трезв – а Вот Вы, однако, до неприличия нализались! И вот он я – стою тут, перед Вами!
- Так стоите или сидите? Ха-ха-ха!
- Убирайтесь прочь! Про-о-очь!
- Куда?.. ха-ха...Куда убираться-то?.. ха-ха... Сюда?.. или сюда?.. А не Вы ли ко мне пришли?.. ха-ха-ха!
Его собеседник, рыча от негодования, вылетел вон.
- А ведь не поняли Вы ничего! Ха-ха! Вот она, путаница-то!
Но тот, кто вышел, уже, наверное, ничего не слышал.
- Наверное, не услышал, но это уже не мое дело и даже не его.
Он сел на его место и, будучи уже совершенно спокойным, заговорил, обращаясь то ли к себе, то ли ни к кому:
-Даа... Вот так развязочка... Но и это тоже уже не мое дело.