Хорошая подруга скинула интересную
статью. Да простит меня автор (при желании не сложно найти в инете),
воспользуюсь «копипастом» с добавлением комментариев.
Вечер, зима, уже стемнело, я сижу в
кабинете с последним на сегодня клиентом. За окном холод и ветер, в кабинете
мягкий приглушенный свет от настольной лампы, и две кружки с чаем. Потягиваем
его потихоньку, и неторопливо разговариваем, сидя напротив друг друга.
Речь идет о мужчинах. Точнее, о
самоощущении себя как мужчины. Михаил – слегка полноватый мужчина 30 лет, с
грубоватым и даже некрасивым на первый взгляд лицом, продолжает:
- Я очень долго просто
дико ненавидел разного рода красавчиков. Желчью исходил, когда видел того или
иного в жизни или на экране. «Настоящий мужик должен быть чуть красивее
обезьяны!» - мой типичный тогдашний лозунг.
- А злился на них за что?
- Да завидовал, разумеется. Я себя
всегда ощущал увальнем-неандертальцем, рожа тоже вот, подходящая. Когда был
подростком, смотрел на себя в зеркало, и чуть ли не выл от отчаяния: ну почему
этот нос картошкой? А эти уши – как локаторы? А сильно вьющиеся волосы? Смотрел
на этих арийцев, и чувствовал себя несправедливо обделенным. Да и в более
взрослом возрасте ситуация не сильно поменялась… У «них» были женщины. У меня –
нет. Ни одной. До 25 лет. А там случайный секс, и снова – несколько лет дружбы
с рукой.
Читал женские восторги по поводу тех или
иных голливудских (и не только) красавцев и завистью исходил. «Я б ему дала
сразу!», «Какой сла-а-аденький»… Звучит пошло, но, блин, завидую по-черному.
Они – мужчины, самцы…
- Похоже, ты всю мужественность свел к
сексуальности, причем к внешней, нарочитой.
- Да, они Аполлоны, кумиры женщин, они
штабелями у их ног выкладывались.
- Они Аполлоны, а ты тогда кто? Кто ты
из этого божественного пантеона?
- Я? – Михаил задумался. Он хорошо знает
разную мифологию, «книги были вместо женщин». – Я сатир. В лучшем
случае – Пан.
Уродливый одинокий бог-пастух, своим видом внушающий ужас (ПАНику),при этом
добрый и чуткий внутри. Отвергнутый прекрасной нимфой Сирингой, которая
предпочла превратиться в тростник ,чем встретить взгляд урода… Пан сделал из
этого тростника флейту – ту самую флейту Пана – и играл грустные мелодии… А еще
Пан вызвал на состязание в музыке Аполлона. И проиграл.
Мифологические образы, иногда
всплывающие в разговоре, всегда очень емкие и насыщенные. Древние архетипы
пробуждаются к жизни, когда начинаешь погружаться в темные закоулки сознания и
бессознательного.
- И вот, я был Паном – отвергнутым,
униженным, злым и, одновременно, играющим грустные мелодии на флейте (правда,
только в своей душе). Пока больше года мне на глаза не попался еще один сатир.
Вот этот…
Михаил берет свой планшетник, лежавший
на столе, и разворачивает его мне. На меня смотрит Тирион из сериала «Игра
Пестолов». Питер Динклейдж. На фото стоит вместе с
женой.
- Это ж вылитый сатир, Пан, и ростом не
вышел. Однако жена у него симпатичная. И я видел реакцию многих женщин – они
восхищались этим карликом. Ну, может быть, не Питером, а Тирионом, но тот-то
тоже так себе! Внешне.
- Но у него было что-то, чего не было у
тебя.
- Он не хотел быть Аполлоном. Понимаешь?
Я смотрел на него, и в сознание пробивалась мысль: «а он не хочет быть
Аполлоном»! А я всю жизнь был Паном, который хотел стать прекрасным богом. Ну,
или, на худой конец, Гераклом.
- Гераклом?!
- Я пару лет из качалки не вылезал. В итоге стал не Гераклом, а перекачанным Паном. Я все время хотел быть
кем-то другим. В голову втемяшилась мысль, что настоящий мужчина – это кто-то
из этой вот компании, Аполлон, Геракл, из других богов – Тор. Еще Зевс и Один –
мощные фигуры, мудрые, сильные, и этой своей властью привлекающие женщин
(особенно Зевс). А вся эта «шелупонь» вроде хромоногого Гефеста, Пана, вечно
пьяного Диониса – она не стоила внимания.
- А у Гефеста женой была Афродита,
богиня любви…
- Да, и бегала она от него налево к
Аресу! … Кстати, а ты… Кто тебе ближе всех из этой братии?
Я призадумался. Кто из всех богов и
героев у меня вызывает наибольший отклик? Или, по крайней мере, вызывал, когда
я с увлечением читал древние мифы Индии, Греции, Скандинавии, Египта и Шумера?
- Локи. И Одиссей. Их объединяет то, что
они были слабее, чем другие боги или герои. Это они компенсировали хитростью.
Сильные герои десять лет долбились в стены Трои. Троянского коня придумал
Одиссей…
Локи… Странный, непоследовательный, лживый, храбрый, умный, жестокий бог из
скандинавских мифов. Обманщик и спаситель. Постоянно игравший с огнем одиночка,
постоянно провоцирующий других на гнев в свой адрес, но при этом не раз
спасавший богов от гибели. Локи, который однажды совершил крайне злую шутку над
слепым богом Хёдом, и поплатился за это вечными муками.
- Интересно… Их объединяет еще один момент… - улыбнулся Михаил. – У обоих были очень
верные жены. Очень. Похоже, они тоже чем-то цепляют женщин.
- Но я был Локи, который хотел быть
Тором, или Одиссеем, который мечтал о лаврах Ахилла. Мощь, жесткость,
способность идти напролом, отсутствие сомнений, сверхуверенность в себе. В результате получался поглупевший Одиссей. Но никак не Ахилл или Тор…
В кабинете, освещаемом мягким желтым
светом лампы (верхний свет был отключен) воздух словно сгустился. Древние мифы
и легенды оживали, боги и герои встраивались в обыденную жизнь людей начала XXI века, и это было очень
органично, живо и наполнено энергией. Живой, мужской энергией.
Михаил, допив свой чай и наливая еще из
чайника, продолжил:
- Так вот, я смотрю на этого сатира, и
вдруг впервые ловлю себя на ощущении, что завидую ему. Тому, что он, такой
нелепый, сумел устроить свою жизнь. Я вообще плохо представляю себя Тириона,
который изо всех сил старается быть кем-то из героев-красавцев из этого
сериала. Он другой. И тут я понял еще одну вещь… Его притягательность в том-то
и состоит, что он другой. Он как будто говорит: «Ну да, я карлик. И что с
того?»
- И что ты сделал?
- А я попробовал как он. Сказал себе:
«Ну да, я сатир… Ну да, я Пан!» И знаешь… Сначала я успокоился внезапно, а
потом поперла энергия. Она просто разрывала меня.
- Ну, если учесть, что сатиры были
известны сексуальными подвигами – то неудивительно.
- Именно! Эти козлоногие бородатые
уродцы с рожками были секс-гигантами. А все почему? А потому что расслабленно
заявляли: «Ну да, уродцы. Зато посмотрите на наши достоинства!» Фокус-то в чем? Не нужно обесценивать Аполлонов и Ахиллов. Это крутые
ребята. Аполлон –красавец-нарцисс, он понимает в искусствах и творчестве, но
холоден и высокомерен. Он восхищает, но не вызывает любви. Ахиллес – мощный
парень, проломит почти любую стену, заберется на любую башню, пылкий любовник –
но он всегда устремлен за горизонт, куда-то туда, и его близкие в конце концов
остаются в одиночестве, оплакивая его. Женщины любят таких, но разве ТОЛЬКО таких?
… Кстати, да… Массовая культура до предела упрощает реальность, формируя в массовом же
сознании какой-то штампованный образ мужчины (и женщины, кстати, тоже). Тогда
как образов мужественности (не надо смешивать ее с сексуальностью!) – намного
больше. Своей демонической притягательностью обладает Локи. Своей – хромоногий
Гефест, мастер на все руки, верный и добродушный. Хитрый Одиссей ничуть не
меньше мужчина, чем властный Зевс. Это РАЗНЫЕ мужчины, но их объединяет одно
немаловажное обстоятельство. Они не пытались быть кем-то другим. Они знали, кто
они, на что способны, и чего хотят. И добивались своего, но каждый – своими
путями… Когда не пытаешься быть кем-то другим, то развиваешь то, что есть у
тебя. Пусть Пан не выдержит
состязания в красоте с Аполлоном. Он победит в другом, если попытается остаться
Паном…
Наш разговор закончился. Михаил – спокойный, уверенный
и очень обаятельный человек – стал собираться. Несколько раз в нем
явственно проступали черты дикого Пана, но это было не грустное божество,
печально играющее на флейте, а полный энергии дикий бог, перепугавший
персидскую армию в битве при Марафоне, и даровавший победу эллинам в далеком
490 г.до н.э.
Да, согласен- быть собой -это уже половина успеха.
Но для начала, нужно снять маски и понять...а КТО ТЫ?! Чем больше масок ты
примерял - тем больше ты стал терять себя.
Я всегда любила маски. С самого детства они рядом.
Вот маска веселого шута, души компании, а вот другая маска -унылого философа,
вот маска обаятельного обольстителя, который на первый взгляд знает ответы на
все вопросы, а вот маска ревнивого бунтаря с пришебленной башней, вот
маска маленького глупого потерянного мальчика, злившегося на все живое, а в
рядом маска циничного подлеца, думающего только о зоне личных интересов, а вот,
совсем рядом, маска –щедрого друга, всегда готового бескорыстно придти на
помощь нуждающимся. Много их.
Кстати- они не описали еще важный момент. Назовем
его - "принцип хамелеона" или, в контексте статье, "маска под
человека". Увы, таким способностями обладает лишь настоящий иллюзионист,
который нашел и научился управлять всеми своими "масками". Нет,
управлять - слишком идеальное слово- скорее сотрудничать.
В вышеописанной статье - два товарища писали о том
же. И кстати- Локи и Сатир - это тоже маска, просто эта маска наиболее удобная
и комфортная. К форме лица что-ли подходит. Маски - это не плохо, плохо когда
их слишком много. Труднее выбрать нужную.
С уважением, ООО «Торговля Людьми»