Будучи подроском начала наблюдать за собой и подметила, что порой себя обманываю, подкидываю иллюзию и говорю: давай поверим, что это - вот так, это приятнее и легче. Но в итоге я забывала, в чем себе соврала и потом просто путалась, пытаясь оценить, как дела обстоят на самом деле.
Как ни забавно, но именно на этом этапе пришлось выбирать, что важнее: комфортный субъективизм или неуютное, шаткое, но такое благородное стремление к истине. Тогда я еще правда не знала, что это трудный путь. Да и книжка афоризмов восхваляла знания, разум, науку, а в моей любимой главе прямо говорила: "Мудрость лишь в истине"(Гете). Я не была в том возрасте, чтобы плыть по течению, но взвешивала и обдумывала прочитанное. Усваивала лучшее, на свой вкус.
Да и потом, размышлять и в конце концов догадываться это всегда приятно, и я сформулировала тогда для себя, что Истина - это мыслимый двойник реальности. Недостижим, многомерен. Тогда Правда, которая у каждого своя, это только грани истины. И мне в воображении рисовались какие-то невероятные конструкции из мелкоребристых сфер. Или даже одна, большая и красивая сфера размером со Вселенную. Сколько граней? Неуверенно отвечала, что бесконечность.
Зачем вспоминаю об этом? Да потому что тогда закладывался фундамент и даже остов. Приятно вспомнить, кем ты был, потому что я обычно не помню, кто я есть.
Пожалуй, я к тому остову только одну сомнительную конструкцию добавила с тех пор: тогда достижение абсолютной истины - осознание всех аспектов во всех гранях, одновременно - дело божественное. Это то, что я бы могла назвать Богом. И хотела бы этим быть.
Но тут же смеюсь над собой: помолись на википедию! А афоризмы хором вторят, целой главой "о бесполезности многознайства".
из диалога с fun
- Хм. Поясню, я отталкиваюсь от тезиса "истина - мысленный двойник реальности", под реальностью подразумевая объективную реальность, которую ещё называю просто "мир".Тогда можно сделать несколько выводов.
Истина - это строго человечий конструкт.
Самой истины нет, а есть только представление о ней.
Не будь познающего субъекта - не было бы и представления об истине, а был бы только мир во всех своих закономерностях.