Вообще, конечно, сенокос главное событие лета. Когда-то все земли были колхозными, и сенокоса для себя не было рядом, уезжали на далекие луга, косили ночами, ибо с утра на работу в колхоз. В мое там бытие колхозные земли уже раздали местным, да кроме того еще остались бесхозными много полей. Самыми лакомыми были огороженные и ухоженные сенокосы, в основном у домов и в сырых логах вдоль речек. Если хозяева по старости или ненадобности уже скота не держали, то приглашали добрых знакомых, чтобы те выкосили им участки. Мы выкашивали четыре огороженных участка и два "диких". Хозяйки придомовых участков всегда по мере сил нам помогали, и обязательно нас зазывали на обед. На столе в хорошем доме в любое время года есть кусковое варенное мясо в супе или в картошке. Обычно это вымоченные от соли или тушеные телятина, говядина, баранина или свинина. Постно хлебали лишь тунеядцы. Добрым соседям, не имевшим скота по старости, всегда приносили при забое скота гостинец - добрый кусок мякоти, который обычно заготовлялся ими в прок.
Стол для гостей всегда самый насыщенный и разнообразный. Домашний творог, сметана, картофельная кутья, салат, суп, овощи свежие и вареные, зелень и коренья, шаньги с брусникой и сметанные, печеные яйца, топленое с румяной корочкой и свежее молоко, кефир необыкновенной консистенции и вкуса, холодная манная каша с вареньем, грибы с картошкой по сезону и тушенные овощи, сладости и термос чая.
И понятно, что отказываться от обеда нельзя, хозяева с вечера могли что-нибудь приготовить или купить специально для гостей, да и отказ разделить трапезу и сопутствующую ей нехитрую беседу расценивался как брезгливое оскорбление со всеми вытекающими обидами. Отказ от предлагаемой помощи в деле также был неприемлем, и означал демонстративное недружелюбие.
Помню, как однажды ел у одних пропойцев на таком вот званном обеде. Из мяса в жидком супе среди катрофелин плавали шкарки и натуральные жуки. Хозяйка бодро чавкала, не особо заморачиваясь за состав варева, искренне негодовала от нашего нежелания
откушать с ней, даже бухая босота соблюдала святую там ритуальность совместной трапезы и труда.