суровый фольклор индейцев чили на эстонский лад

Придумала я себе замечательную тему для исследовательской (хотя тут скорее практической) работы - театр теней. Изготовлю куклы, поставлю спектакль, некоторый опыт в этом деле имеется. И основываться я решила на небольшой книжке фольклора индейцев Чили, которую пару месяцев назад купила в секонде, уж очень интересные были иллюстрации. И уже после первого рассказа я поняла, что спектакль будет расчитан явно не на детскую аудиторию. Сейчас я попытаюсь кратко их изложить.

1. Свадьба на небе
Лис и стервятник узнают про испанскую свадьбу на небесах и решают туда пойти. У лиса нет костюма, с чем помагает ему стервятник. Приходят они на свадьбу, там успешно напиваются до чертиков, а на следующий день лис понимает, что ему никак не спуститься на землю. Стервятник же забирает у лиса свой костюм и летит обратно, лис остается на небе. Спустя некоторое время он решает проверить друга, но прилетев на небо обнаруживает, что друг его мертв. Стервятник думает, что надо бы похоронить его, но у него нет ни досок, ни гвоздей для гроба. И поэтому он его съел. На  два дня хватило. 

2. Трясина 
Два бедных молодых человека пасли овец. Оба очень устали от такой жизни, поэтому пошли к трясине. Один толкнул второго в болото, а через час последний выскочил оттуда на лошади, украшенной чистым серебром. Первый сказал, мол, теперь ты богат, а я попрежнему бедный. Ну второй и толкнул его в болото, что тот даже не заметил. И еще через час оба были на лошадях. Богатые и счастливые, они пошли искать жен. Пришли к дому, где жили две женщины, сказали о своих намерениях, а женщины сразу же согласились и эти болотные люди остались у них. Но они должны были спрятать лошадей, чтобы их никто не увидел. Женщины боялись своего отца. Отец увидел в тот день во сне, что его дочери выйдут замуж, поэтому попросил лиса (которого считал за сына), чтобы тот пошел к своему брату, который и женится на дочерях. И жил этот брат уже с ними. Брата дома не оказалось, а женщины разозлились и прогнали лиса. Лис тоже разозлился и угрожал, что расскажет отцу, что у самих какие-то мужики болотные в постели. Узнав это, отец сказал, что раз уж все уже решено, пусть те из болота срубят старое дерево. Женщины загрустили, потому что верили, что в том дереве их смерть. Однако потом они вызвали сначала дождь, потом снег и огонь, чем сильно повредили дерево, и болотные пастухи все-таки его срубили. Далее отец дал им задание разрушить валун. И тут та же история. Отец разозлился, и отправил болотных к гуано, который, по словам невест, их съест. Первый пошел к гуано с ножом, тот его съел, но болотный воткнул ему нож в сердце. Затем пришел второй, вспорол ему живот и вытащил брата. Но когда они пришли домой, женщины были мертвы. Тогда все дружно загрустили, болотным предлагали других, но они отказывались. В конце концов они приняли кандидатуру.... чайки. Но та слишком громко и много разговаривала, поэтому от нее отказались. Когда они совсем разочаровались, решили пересечь море и найти своих прежних невест в загробном мире. Они попросили человека на паруснике переправить их через море. Но своих прежних жен они не нашли, так там и остались.

3. Лис
Однажды лесные животные собрались вместе, устроили праздник, пили вина и другие напитки. И был там несчастный влюбленный лис, который грустил потому, что племянница его матери, в которую он влюблен, выходит замуж, а ему даже не сообщили. А лис все ждал, пока кто-то из племянниц придет и пренисет ему напиток и добычу, такая была традиция. Всем предлагали, а ему нет, поэтому лис разозлился и запел. Тогда остальные его заметили и стали предлагать ему еду. Лис сел с ними за стол. Когда все уже напились (причем сильно, минутка эстонского языка: purjus (пурьюс) - высшвя степень опьянения, а joobnud (йообнуд) - так, слегка пьян), лиса пригласили в сени. Но лис был хитер и не так пьян, как остальные. Когда он увидел куропаток, у него потекли слюнки, поэтому на предложение пойти в сени он ответил отказом. Лис уже присмотрел себе пару куропаток, но мимо пролетала одна и свистела; лис подумал, что его зовут обратно, напугался и оставил куропаток в покое. Вскоре лис встретил своего друга, который очень урасиво свистел, и спросил его, как он так делает, что получается красивый свист. На что друг ответил, что надо зашить рот. Лис попросил зашить ему рот, а его друг сразу же согласился. Друг лиса связал его и зашил ему рот. Поначалу лис хотел кричать, но позже смирился. Когда его друг закончил, лис попробовал посвистеть, но у него ничего не вышло, поэтому он пошел дальше грустный. Затем он снова увидел свистящую куропатку, но вместе с ней засвистеть не смог. Позже он увидел еще одну куропатку, которая собиралась улетать, лис не выдержал и закричал так, что швы порвались. И пошел он дальше, еще более грустный. По дороге он встретил скунса, который, услышав его историю, пообещал лиса вылечить. Но скунс прыснул ему в лицо своей жидкостью и лис умер. Родственники нашли его мертвым. Многие приходили на него посмотреть. До похорон устроили большой праздник, пили вина, ели мясо и рагу. Все уже напились и пришло время хоронить лиса. Конец.

Дальше мне переводить не хочется, да и не в состоянии я, поэтому может завтра переведу остальные, а может и нет. Делать спектакль, основываясь на этих рассказах немного перехотелось, разве что только первый понравился. От него, думаю, и оттолкнусь. 
nektome.blog https://nektome.blog/ +7 (927) 2893774
| Комментариев: 2
    Новых комментариев: 0
  1. 0
    Третий норм) напоминает посиделки местных нектовских чукчей))
    ядумаю: Вообще я такую закономерность увидела, что там лисов очень не любят. В первом и третьем лис умер, а во втором просто как отрицательный герой описан.
    #
    Написал аноним
  2. -2
    Никому не нужен тфой фольклор
    ядумаю: Да я вижу
    #
    Написал аноним
  1. nektome.blog
  2. ядумаю сменитьимя
  3. Блог
  4. суровый фольклор индейцев чили на эстонский лад
суровый фольклор индейцев чили на эстонский лад