Прочла я её уже месяца четыре назад, но каждое воспоминание о сюжете и главных героях вызывает надрывающую боль в сердце, которую я никогда прежде не испытывала.
История четырех друзей на семьсот страниц — художника Джей-Би, архитектора Малкольма, юриста Джуда и актера Виллема — начинается как классическая история про юношескую дружбу на всю жизнь. Современный прототип вечного сюжета о мушкетерах, с которыми часто сравнивают главных героев.
Первая сотня страниц привязывает к героям, погружает читателя в их сумасшедший образ жизни, в их атмосферу: герои веселятся на вечеринках, страдают от безденежья, карьерной неопределенности, сложных отношений с родителями или проблем в отношениях. Они снимают жилье, валяют дурака, шутят, клеят девчонок, рисуют, составляют макеты, участвуют в кастингах, стараются подработать, изучают право.
И тот факт, что все они чертовски разные, делают эту книгу жизненной для любого читателя: от бедного студента, пробивающего себе жизнь в чужом городе, до ребёнка состоятельных родителей; от творческих людей до инженеров и изучающих право; от жертв насилия до везунчиков по жизни; от страдающих от своей внешности до людей с безупречными внешними данными. У каждого героя свои проблемы и переживания, которые находят отклик в сердце читателя. (У меня есть привычка делать скрины, если мне что-то нравится в книге: будь это идея дискуссии, оборот речи или шутка. При прочтении даже первых ста страниц про обыденную жизнь друзей мой телефон был забит этими скринами).
А вот потом, когда читатель привязывается к героям, живёт с ними, шутит, участвует в дискуссиях, в конце концов, взрослеет вместе с ними, писательница ускоряет сюжет и внезапно открывает шкафы со склетеами каждого из персонажей. И, чёрт возьми, как это больно!
Когда я читала книгу, я сама переживала трудный жизненный период, когда все проблемы свалились в один месяц. И эта книга стала пиком моего срыва. Я просто села и расплакалась посреди комнаты за несправедливость и жестокость мира ко всем, выплеснула все свои эмоции. Поговорила с мартовским котом, прочитавшим книгу. И вот он тоже страдал. Как мужчина, он не рассказывал о своих переживаниях, но я ясно знала, что он тоже страдал. И секрет его сердечности и понимая стал приоткрывать занавесу.
Когда я утирала слёзы второй раз, я закрыла книгу и отбросила телефон. Написала гневное сообщение мартовскому коту о том, что нельзя советовать такие книги, не предупредив о сюжете. Просто нельзя. По-человечески нельзя. И это не книга, это... это... это жизнь. Вот вся, какая она есть.
Тогда мой мартовский кто сказал "Где бы ты сейчас не читала, дальше будет только хуже". И вот это самое правдивое описание этой книги. На каком бы вы месте не остановились со слезами на глазах и с мыслью "О боги, это самое худшее, что может произойти в жизни!", знайте, что дальше будет хуже. Хотя слёз это, наверное, уже не вызовет.
Писательница не просто погружает читателя в события прошлого каждого из героев, она чередует воспоминания и течение настоящей жизни, сравнивает ужаснейшие моменты жизни с теперешней стабильностью или ростом. И поэтому, спустя несколько срывов, приходит осознание, что всё можно пережить. Пройдёт время и всё изменится.
Несмотря на жестокость этой книги, она дарит надежду, веру во что-то хорошее.
(Ловлю себя на мысли, что чертовски сложно писать отзыв без спойлеров).
"Именно так работает «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары. Через некоторое время боль за Джуда (а потом и за тех людей, в которых эхом отзывается его травма) не то чтобы проходит, но перестает быть важной — и ровно в этот момент с читателем, достигшим катарсиса и умытым слезами, начинают происходить чудеса. Подобно настоящей жизни, «Маленькая жизнь» Янагихары избегает любых однозначных характеристик и интерпретаций, вступая в диковинный резонанс с внутренним миром каждого отдельного читателя". Галина Юзефович для Meduza
Единственное, я не согласна, что боль перестаёт быть важной. Для меня она оставалась важной, но к ней прибавлялись новые открытия: способность видеть мир сквозь призму пережитой боли.
Но здесь правильно подмечено о вступлении в резонанс с внутренним миром каждого из читателей. Если попросить ответить читателей на вопрос "А о чём книга?", то возникнет, как минимум четыре основных ответа: о дружбе, о детским травмах и неспособности их излечить, о нетрадиционной ориентации и однополой любви, о становлении человека в мире. И к этому перечню добавятся другие ответы. Потому что книга успешно раскрывает огромное количество проблем человека.
Для меня же она урок жизни, вечное напоминание о важности быть человеком, о важности сопереживания и сострадания, взаимопомощи и любви. Книга словно физически расширила душу и поместила туда клубок эмоций и чувств, которые нужно растить в себе и дарить другим.
Она не только помогла раскрыть глаза шире на мир, но и столкнула меня с собственными недостатками, за которые чертовски стыдно. И это недостатки, которые сложно изменить, заключающиеся в надобности полюбить что-то, что ты презираешь.
У меня есть привычка со временем перечитывать книги. Но перечитаю ли я эту? Не знаю. Я хочу, но это слишком сложно. Может быть, только для меня. Не знаю.
Всем же остальным я советую её к прочтению.
________________________
В США книга получила положительные отзывы от The New Yorker, The Wall Street Journal, The New York Times, Los Angeles Times и других изданий.
В 2015 году книга вошла в шорт-лист Букеровской премии, вышла в финал Национальной книжной премии США. Так же «Маленькая жизнь» получила награду «Художественная книга года» по версии журнала Kirkus.
В России книга вышла 24 ноября 2016 года в издательстве Corpus тиражом 5000 экземпляров (переводчики Александра Борисенко, Анастасия Завозова и Виктор Сонькин). Книга получила широкую огласку в Рунете: о ней писали интернет-журнал Горький, Meduza и другие издания, а издание Afisha.Daily назвало книгу самым важным романом года.
История четырех друзей на семьсот страниц — художника Джей-Би, архитектора Малкольма, юриста Джуда и актера Виллема — начинается как классическая история про юношескую дружбу на всю жизнь. Современный прототип вечного сюжета о мушкетерах, с которыми часто сравнивают главных героев.
Первая сотня страниц привязывает к героям, погружает читателя в их сумасшедший образ жизни, в их атмосферу: герои веселятся на вечеринках, страдают от безденежья, карьерной неопределенности, сложных отношений с родителями или проблем в отношениях. Они снимают жилье, валяют дурака, шутят, клеят девчонок, рисуют, составляют макеты, участвуют в кастингах, стараются подработать, изучают право.
И тот факт, что все они чертовски разные, делают эту книгу жизненной для любого читателя: от бедного студента, пробивающего себе жизнь в чужом городе, до ребёнка состоятельных родителей; от творческих людей до инженеров и изучающих право; от жертв насилия до везунчиков по жизни; от страдающих от своей внешности до людей с безупречными внешними данными. У каждого героя свои проблемы и переживания, которые находят отклик в сердце читателя. (У меня есть привычка делать скрины, если мне что-то нравится в книге: будь это идея дискуссии, оборот речи или шутка. При прочтении даже первых ста страниц про обыденную жизнь друзей мой телефон был забит этими скринами).
А вот потом, когда читатель привязывается к героям, живёт с ними, шутит, участвует в дискуссиях, в конце концов, взрослеет вместе с ними, писательница ускоряет сюжет и внезапно открывает шкафы со склетеами каждого из персонажей. И, чёрт возьми, как это больно!
Сердечко просто разрывается на части, а твоей маленькой душе не хватает места для сопереживания и сочувствия. И ты растёшь! Растёшь сердцем и душой! Просто физически чувствуешь, как твоя душа расширяется и вмещает всё аспекты книги в себя.
Когда я читала книгу, я сама переживала трудный жизненный период, когда все проблемы свалились в один месяц. И эта книга стала пиком моего срыва. Я просто села и расплакалась посреди комнаты за несправедливость и жестокость мира ко всем, выплеснула все свои эмоции. Поговорила с мартовским котом, прочитавшим книгу. И вот он тоже страдал. Как мужчина, он не рассказывал о своих переживаниях, но я ясно знала, что он тоже страдал. И секрет его сердечности и понимая стал приоткрывать занавесу.
Когда я утирала слёзы второй раз, я закрыла книгу и отбросила телефон. Написала гневное сообщение мартовскому коту о том, что нельзя советовать такие книги, не предупредив о сюжете. Просто нельзя. По-человечески нельзя. И это не книга, это... это... это жизнь. Вот вся, какая она есть.
Тогда мой мартовский кто сказал "Где бы ты сейчас не читала, дальше будет только хуже". И вот это самое правдивое описание этой книги. На каком бы вы месте не остановились со слезами на глазах и с мыслью "О боги, это самое худшее, что может произойти в жизни!", знайте, что дальше будет хуже. Хотя слёз это, наверное, уже не вызовет.
Писательница не просто погружает читателя в события прошлого каждого из героев, она чередует воспоминания и течение настоящей жизни, сравнивает ужаснейшие моменты жизни с теперешней стабильностью или ростом. И поэтому, спустя несколько срывов, приходит осознание, что всё можно пережить. Пройдёт время и всё изменится.
Несмотря на жестокость этой книги, она дарит надежду, веру во что-то хорошее.
(Ловлю себя на мысли, что чертовски сложно писать отзыв без спойлеров).
"Именно так работает «Маленькая жизнь» Ханьи Янагихары. Через некоторое время боль за Джуда (а потом и за тех людей, в которых эхом отзывается его травма) не то чтобы проходит, но перестает быть важной — и ровно в этот момент с читателем, достигшим катарсиса и умытым слезами, начинают происходить чудеса. Подобно настоящей жизни, «Маленькая жизнь» Янагихары избегает любых однозначных характеристик и интерпретаций, вступая в диковинный резонанс с внутренним миром каждого отдельного читателя". Галина Юзефович для Meduza
Единственное, я не согласна, что боль перестаёт быть важной. Для меня она оставалась важной, но к ней прибавлялись новые открытия: способность видеть мир сквозь призму пережитой боли.
Но здесь правильно подмечено о вступлении в резонанс с внутренним миром каждого из читателей. Если попросить ответить читателей на вопрос "А о чём книга?", то возникнет, как минимум четыре основных ответа: о дружбе, о детским травмах и неспособности их излечить, о нетрадиционной ориентации и однополой любви, о становлении человека в мире. И к этому перечню добавятся другие ответы. Потому что книга успешно раскрывает огромное количество проблем человека.
Для меня же она урок жизни, вечное напоминание о важности быть человеком, о важности сопереживания и сострадания, взаимопомощи и любви. Книга словно физически расширила душу и поместила туда клубок эмоций и чувств, которые нужно растить в себе и дарить другим.
Она не только помогла раскрыть глаза шире на мир, но и столкнула меня с собственными недостатками, за которые чертовски стыдно. И это недостатки, которые сложно изменить, заключающиеся в надобности полюбить что-то, что ты презираешь.
У меня есть привычка со временем перечитывать книги. Но перечитаю ли я эту? Не знаю. Я хочу, но это слишком сложно. Может быть, только для меня. Не знаю.
Всем же остальным я советую её к прочтению.
________________________
В США книга получила положительные отзывы от The New Yorker, The Wall Street Journal, The New York Times, Los Angeles Times и других изданий.
В 2015 году книга вошла в шорт-лист Букеровской премии, вышла в финал Национальной книжной премии США. Так же «Маленькая жизнь» получила награду «Художественная книга года» по версии журнала Kirkus.
В России книга вышла 24 ноября 2016 года в издательстве Corpus тиражом 5000 экземпляров (переводчики Александра Борисенко, Анастасия Завозова и Виктор Сонькин). Книга получила широкую огласку в Рунете: о ней писали интернет-журнал Горький, Meduza и другие издания, а издание Afisha.Daily назвало книгу самым важным романом года.