Заметки о литературе и о стереотипах

Последние несколько дней в голове копошится огромное количество не связанных между собой мыслей. И все они такие острые, такие живые, словно куча осколков разбитого зеркала. Каждая мысль чертовски маленькая, ещё не выросшая в существенный монолог, но такая броская, животрепещущая.

Всё началось, наверное, ещё с сентября, когда мы обсуждали литературу в группе. Я влюблена в художественную литературу, в образы, которые она рисует до уныния простыми словами. Меня с детства завораживает магия одного слова. Абсолютно любое слово в компании парочки других может оказаться уникальным! Не чудо ли это?! Но я отклонилась от темы. Как выяснилось чуть позже, из десяти человек я единственная, кто так обожает художку, кто готов выискивать эпитеты, метафоры, зевгмы в бесконечных страницах текста, кто готов обсуждать конфликт произведения, его темы, идеи, стараясь выискать что-нибудь новое, что-то, что ещё не обсуждалось. Из десяти человек только двое, в том числе и я, готовы анализировать произведения без всемогущего Интернета и всяких там enotes.com с готовыми анализами. Я хочу верить в то, что я всё ещё предпочитаю думать и оставаться с книгой наедине. 

Но всё это лишь почва для моего будущего потрясения. Естественно, что мой интерес к этой теме порождает активную работу на этом предмете, а такое, конечно же, не остаётся незамеченным преподавателем. И вот, кажется, что уважение у меня уже в кармане, но всё пошатнулось, когда я выбрала для анализа книгу
«Гордость и предубеждение» Джейн Остин. ( В списке были Фолкнер, Хемингуэй, Диккенс, Оруэлл и куча других) О, Боги! Это же «женский роман, сопли, на которых вам же, Неизвестность, и кататься!». Этот момент, мне кажется, стал поворотным. 

Стереотип. Стереотип — страшная вещь. Мой страх — думать стереотипами. Перестать анализировать информацию, подвергать её сомнению, вестись на мнение большинства, поддаваться влиянию. 

Конечно, завязалось небольшое обсуждение на тему любви, счастья, влияния художественной литературы на эти бытовые понятия. И каким-то чудным образом мне советуют прочесть
«Бог как иллюзия» Ричарда Докинза лишь потому, что я читаю женские романы и верю в любовь, в счастье. У человека сработал стереотип о том, что, если девушка верит в счастье и любовь, значит она верит в Бога, значит она н е  д у м а е т. Я не утверждаю, конечно, но склоняюсь к этой причине. Худшим в этой ситуации была та уверенность, что подобная литература «помножит мою скорбь». 

И вот,
Докинз оказался не актуальным, полным воды, а «Краткая история человечества» ничем не отличается от общажных диалогов до утра где-нибудь под окном в «целовалке». Всё это давно известно, всё это не в новинку. И уж тем более это не тот момент в жизни, когда путь обратный исчезает. 

Случается нечто другое. Когда ты читаешь книги, которые читал человек, с которым тебе интересно вести обсуждения, ты находишь в них его мысли. А точнее — ты находишь источник его мыслей, идей. И становится страшно, когда эти мысли из его уст звучат как его собственные, а ты осознаёшь, что они лишь прочитаны. Он не пришёл к ним самостоятельно, он хорошо научился цитировать, забывая указать источник.

Для меня это было потрясением. Наверное, первым в череде дальнейших событий. 

Где заканчивается просто широкий кругозор и начинается удивительный способ мышления или собственное мнение? 

Мы как-то обсуждали отрывок из романа «Луна и грош» Уильяма Моэма. Думали над названием, когда преподаватель высказал мысль, будто он пришёл к тому, что в поисках грошей мы не видим Луны. Дома я готовлю анализ и нахожу такую же формулировку от самого Уильяма Моэма. Возникает вопрос.

А как работают стереотипы? Есть мнение, что…. Существует чьё-то мнение по какому бы то ни было вопросу, чей-то житейский опыт, который распространяется на огромное количество людей. 
 
И где стереотип, а где объективная реальность? Меркантильность девушек — стереотип или реальность? Отсутствие любви — модный способ размышлений или реальность? «Любовь к романам, мелодрамам — признак наивности, граничащей с глупостью» — стереотип или реальность? 

Я недавно, буквально за две недели, пересмотрела (или точнее будет сказать посмотрела?) «Не родись красивой». И, чёрт, мне понравилось! Говорит ли это о моём ужаснейшем вкусе? И что такое хороший вкус? Любовь к популярным фильмам, книгам, которые зачастую «против системы»? Что делает «Скотный двор» Джорджа Оруэлла лучше «Гордости и предубеждения» Джейн Остин? И делает ли? 

Видимо, да. Потому что человек, выбравший эту книгу для анализа, в глазах преподавателя становится лучше, чем человек, выбравший «Гордость и предубеждение». Хотя эти две книги обсуждались миллионы раз, миллионы раз говорилось об их гениальности, уникальности, важности и бла-бла-бла. Но сегодня говорить про антиутопии модно, а про женские романы — нет. Не имеет значения, как ты пришёл к тому, о чём говоришь. Важно, что ты говоришь и о чём. 

Мы нацелены не на процесс, а на результат. Хорошо ли это? 

В данной ситуации я отдам предпочтение процессу анализа и размышлений.
nektome.blog https://nektome.blog/ +7 (927) 2893774
| Комментариев: 8
    Новых комментариев: 0
  1. +2
    Я не лингвист, не литератор. Но проблемы в посте затронуты интересные. Попробую изложить свои мысли по этому поводу.

    Человеческое общество, к сожалению, не может существовать без использования стереотипов. Это упрощает процесс познания мира. Каждый из нас так или иначе "стереотипничает". Проследить процесс возникновения того или иного стереотипа - весьма трудоемкое дело. Сейчас за это не возьмусь. Хотя эти вопросы порой волнуют и меня.

    На счет вашего конкретного случая. Это сродни тому, как многие пренебрежительно называют банальщиной темы о любви, счастье, дружбе. Особенно, если данная проблема рассматривается в традиционном ключе, без скандального ракурса. И это не смотря на то, что данные вопросы всегда актуальны, они по сути вечные.

    В современном мире давно такая тенденция: в цене креативность, неоднозначность, многомерность, эпатажность. Поэтому банальная классика как и мелодрамы многими воспринимается, как что-то примитивное, слишком простое и само собой разумеющееся. Но мне кажется, именно так теряется душевность, "притупляется чувствительность зрителя" (автора фразы не назову ибо не помню). И мне самой от этого неимоверно грустно.

    На счет плагиата, мне кажется, что вы преувеличиваете. Если человек в обычном разговоре начнет указывать авторов всех, сказанных им фраз, то я даже не знаю, во что превратится этот грузный разговор, да и память нужно иметь феноменальную. Многие мысли мы давно воспринимаем как свои и это естественно. В этом полностью согласна с автором коммента ниже. Если мы захотим выяснить кто у кого сплагиатил, то неожиданно можем выяснить, что многие великие люди тоже позаимствовали чьи-то мысли. И в пределах разумного это нормально.

    К тому же бывает, что двум разным людям приходят схожие мысли параллельно. Хотя кому-то может показаться, что кто-то украл чужую идею.
    Утомительная: Да, я со всем соглашусь. А вот идеи... . Во мне что-то негодует, когда человек цитирует почти слово в слово автора, его идею, выдавая это за свои мысли ещё и с надменностью. Я описывала этот случай) идеи - они все не новы, а если и кажутся таковыми, то они просто хорошо забыты.

    Спасибо за такой развёрнутый комментарий :з
    #
    Написала Solitary
  2. +1
    Не за что) Мне самой было интересно поразмыслить над этим.
    #
    Написала Solitary
  3. +1
    Люди часто убежденно говорят о том, чего в глаза не видели.
    Утомительная: Наверное, так и есть.
    #
    Написал Last
  4. 0
    Да кроме этого люди чаще всего складывают свое впечатление о произведении еще с ним и не ознакомившись, и подходят к нему уже соответственно.
    #
    Написал аноним
  5. 0
    Утомительная: Фраза и мысль/идея - разные вещи. Используя острые выражения, мы обогащаем речь. Используя чужие мысли и выдавая их за свои, мы плагиатим. Разве нет?
    -----------------------------------------------------------------------------------------

    Если человек согласен с этой идеей, автору удалось убедить его в своей правоте и читатель теперь тоже так думает, то почему бы ему не озвучивать эту позицию в дальнейшем. Тем более, что мнение по какому-то вопросу часто формируется на основе анализа нескольких источников. Не давать же в разговоре примечание после каждого предложения: "Это я узнал из такой-то книги Докинза... На эту мысль меня навела фраза из интервью такого-то писателя... " Мы изучаем информацию, поступающую извне, и либо соглашаемся с чужими выводами, либо на основе этого анализа делаем собственные. И то, и другое возможно.
    Утомительная: Всё верно. Анализируем и приходим к этому самостоятельно.
    А цитируем обычно кого-то или что-то. И в цитатах будет уместно указать источник.
    #
    Написала Сентенция
  6. 0
    Я хвалю тебя! Продвигайся дальше!
    #
    Написал Давид
  7. 0
    Разным людям нравятся разные жанры и разные авторы. Джейн Остин в своём жанре такой же классик, как и Фолкнер в своём. В англоязычных странах книги Остин включены в обязательную программу, их изучают, по ним пишут сочинения и т.д. Мастерство автора художественного произведения определяется не тематикой, а умением воздействовать на читателя с помощью слова и литературных приёмов и в результате вызвать определённые мысли и чувства. Можно просто написать лозунг: "Жестокость -- это ужасно!" и все в общем-то согласятся, но это не будет художественным произведением и не заставит людей меняться. А можно написать повесть, где вывести мерзких персонажей, которые получают удовольствие, причиняя другим боль, заставить читателя испытать к ним отвращение и перенести это отношение на людей в реале, которые так поступают. Автор, которому удаётся этого добиться, и будет мастером, независимо от жанра и размера произведения.

    Научно-популярная литература тоже может быть качественно сделанной, и тогда она полезна, потому что несёт информацию в массы в доступной и интересной форме. Но, к сожалению, часто такие книги пишутся шарлатанами, которые выдают за научные знания собственные домыслы и неподтверждённые слухи, и тогда от этих книг только вред.

    Что касается людей, которые используют в разговоре цитаты из книг, то я не вижу в этом ничего плохого. Часто человек, увидев какую-то фразу, думает: "Как это верно! Я и сам так считаю, но не мог сформулировать столь метко, лаконично и образно". В принципе, одна из задач художественной литературы -- это развивать речь, учить говорить и писать красиво и правильно. Если читатель перенимает интересные выражения и начинает их использовать, то это очень хорошо.
    Утомительная: Пост ведь не совсем про противоборство художки и научпопа. Пост больше о стереотипах.

    Фраза и мысль/идея - разные вещи. Используя острые выражения, мы обогащаем речь. Используя чужие мысли и выдавая их за свои, мы плагиатим. Разве нет? Можно согласиться и упомянуть, что Докинз метко писал: "здесь должна быть та самая меткая цитата".
    #
    Написала Сентенция
  8. -2
    Я тоже как то не очень люблю глубоко анализировать литературу. Я физик, а не лирик. Я конечно, читаю, но в основном развлекательную литературу, которая в принципе не ставит каких либо серьезных вопросов.
    Утомительная: Но ты, я думаю, и не учишься в лингвистическом на кафедре зарубежной литературы.
    #
    Написала Argentum