Во многих историях, в детских сказках, в сериальном "мыле", которое крутили по телеку всё моё детство, к концу повествования злодей непременно раскаивается. И главные герои, в эйфории от пережитых мук, обретения друг друга, свадебной суеты, торжественно прощают его.
Тому, что стараться быть хорошим, в общем-то, нет смысла.
Всё равно тебя простят. Растрогаются, умилятся, поддадутся стихийному порыву осчастливить всех своим счастьем,- и простят. Главное - просто выбрать правильный момент.
Эта закономерность удивительна. Ведь ничто не уберёт из организма пострадавшего человека убитые нервы-трупы, минуты горя и зверской, раздирающей нутро моральной боли. Прощая, мы помним пережитое состояние, если не сознательно, то на уровне приобретённых рефлексов.
Я видела, как прощают измены. "Ради_детей", "Я_его_люблю" и "Она_же_без_меня_пропадёт". Я видела, как дети прощают родителя, упорхнувшего из дому в неизвестном направлении, когда они были маленькими. По причинам "Она_же_мать", "Так_получилось" и "Он_же_старый_больной".
Честь и хвала этим людям! Которые убирают прошлою боль в долгий ящик, заполняют пустоту новыми интересами, и на этом поприще выстраивают новую, добросердечную, человеколюбивую модель поведения.
Но что будет с тем, кто просит прощения?
Даст ли оно ему второй шанс, чтобы стать лучше - или, наоборот, укрепит в мысли о вседозволенности и всепрощении?
Я думаю, что участь прощающего, всё-таки, легче. Он уже момент пережил и отпустил. Для просящего же его личное испытание только начинается.
Себя прощать сложнее ещё и тем, что вы наверняка знаете, что было у вас в голове в момент ошибки. Посторонний может сослаться, мол, не знал, не думал, забыл и т.д., - а вы-то точно знали, что вы помнили. Но ошиблись.
С прощающим обычно дело обстоит так: если он сам ситуацию обмозговал и решил, что обижаться не стоит, то он легко даст своё прощение. Иногда даже прощает до того, как виновный об этом попросит.