- Заглянуть если в прошлое, - начал этот седой старик, - тьма тьмущая там... Но надо мне рассказать, хоть сколько-нибудь, иначе сгибнет оно, сгниет все. Тьма вся эта. Он помолчал немного. Вздохнул, отпил из чашки.
- Я вот все гляжу в прошлое, - наконец, заговорил он снова, - а меж тем тогда, сами понимаете, когда, я все глядел в будущее. Глядел и эту самую тьму видел, только с другой стороны. Может, все тьма? И сейчас, значит, тьма? А может, это просто я слепой, как щенок; таращу глаза неясно куда, а голова моя за глаза никудышные додумывает? Непременно, я слеп; но не сердце, оно чисто и ясно до сих пор. Правда, сдается мне, не моего тела это сердце; так бы и сгубил я его, не будь в нем столько надежды – не моей, опять же, надежды. Хотя ведь, если подумать, одна она давала мне силу, четкость намерения... А голова - бедная моя голова!.. вечно она в замешательстве. Нельзя тут головой, как и музыку нельзя руками. Но знал я? Да и не мог, в общем-то. Я думал и думал. И глядел. Во тьму.
Заметил, как все сереет... и увядает.
Какие были эмоции, какой трепет.
Но и не об этом.
Невероятно трудно признаться человеку, что ты любишь его. Но гораздо легче сказать, что ты в него влюблен. И это уже полдела. Но кто ты такой, чтобы делить напополам? Когда ты скажешь про влюбленность, все станет наполовину ясно, наполовину же предопределено - это ведь так неинтересно! Нависнет какой-то немой вопрос, какая-то излишняя и неуместная неловкость - не те очаровательные моменты общего молчания или стеснения... Как будто недотерпел. А может, как будто уже совсем нет сил играть в эту юношескую игру. Где же то самое "все или ничего"? Вспоминаю, как я был взволнован тогда - в то, кажущееся теперь невероятно далеким время - и невероятно прекрасное. Но не буду погружаться в эти сентиментальности.
Это все слабеют или только я? Разленились словно... И ощущение такое, что все эти дела сердечные только разъедают мою душу - а ведь должны возносить! Надеюсь, это учеба меня так уничтожает, а не возраст - рановато что-то. Может, не время просто...
Пошловатенький пост получился... но не лишен смысла.
Сегодня я понял одну вещь. Точнее, это было еще совсем давно, но сегодня я хочу об этом рассказать...
Это было тогда еще, когда коробок спичек стоил 20 копеек...
Мы покупали их, чтобы соскабливать спичечные головки, затем класть их в углубления в асфальте, аккуратно придавливать гвоздем, а потом бросать в гвоздь камнем, чтобы произошла детонация.
И ведь всего-то - бум! - все, что нам нужно было. И много чего другого со спичками.
И как же их трудно было нам, бедненьким, маленьким детишкам, достать. Это ведь надо было просить продавщицу, врать, что дедушка просил купить спичек в дом... иной раз и записку просили от родителей...
И не потому, что коробок спичек подорожал, а потому, что я совсем огрубел - вот почему сейчас я так хладнокровно прохожу мимо. А ведь представьте вы сейчас... что если взять коробков этак 100 и все их содержимое единовременно сжечь!.. - ах, а ведь это по-прежнему интересно. Сами представьте - всего за 100 рублей вот такое развлечение. Подумайте об этом.
И ясно, что спички - это тот иллюстрирующий кристалл, собирающий образ всего того, что... сами знаете. Это и без того понятно. Вы, главное, не забывайте.