Под катом - огромный (1368 слов!) пост о супергероях, злодеях, презумпции вины, невиновности, идеологии, новостях, General Motors, фильмах Marvel, мюзикле и куче других вещей.
Ведь действительно, их можно было бы назвать как-нибудь по-другому. «Защитники», «Хранители», «Семеро смелых» или, в конце концов, «Внештатные сотрудники ЧОП «Щ.И.Т.»». Но нет, Мстители именно Мстители.
Название «Мстители» подразумевает, что они мстят. То есть некое плохое событие уже произошло, и единственное, что остается героям – выследить обидчика и наказать его. Неужели нельзя предотвратить этот самый ужас и именно что защитить многострадальное человечество?
Оказывается, можно. И одновременно нельзя. В зависимости от того, какая методология используется.
Идеальный мир супергероев
В идеальном мире действует простое правило – никого нельзя назвать виновным, пока его вина не будет доказана. Этот принцип носит название «Презумпция невиновности».
Например, я хочу обвинить кого-нибудь в убийстве. Мне недостаточно ткнуть в него пальцем и
сказать: «Убийца – именно вот этот дворецкий». Я должен собрать некоторое количество доказательств, всякие отпечатки пальцев, показания свидетелей, данные экспертиз и всё прочее, чтобы потом, размахивая этими самыми доказательствами, ткнуть пальцем в дворецкого и сказать: «Убийца – он».
Нужны ли в таком мире супергерои? Разумеется, они нужны везде. Но они будут супергероями только в том случае, если имеется злодей, про которого четко известно, что он именно злодей. Неопровержимые доказательства против него имеются.
Именно это и делает мстителя из супергероя. Супергерой не имеет права наказывать злодея, пока последний не совершит такого злодейства, которое будет неопровержимо доказано.
А что делать с супергероем, который решил наказать злодея, не имея на то неопровержимых улик?
Вот возьмем другую ситуацию. Я хочу обвинить дворецкого в убийстве. Подхожу, тыкаю в него пальцем и говорю: «Ты убийца, и поплатишься за это!». Ну и убиваю его, соответственно.
В этом случае я являюсь злодеем. Я совершил убийство, основываясь на своих умозрительных заключениях. А если убийца – не он, а другой дворецкий? Или вовсе не дворецкий, а садовник? Или убийства вообще не было, а мне это привиделось в кошмаре?
Вот так легко герой превращается в злодея. Потому герои тогда и только тогда являются героями, когда они – мстители.
Вроде бы логично, и можно поставить точку. Но! Никто в идеальном мире не живет.
Как Альтрон стал злодеем
Жил-был Альтрон. Искусственный интеллект, созданный с использованием инопланетных технологий. И неожиданно он стал злодеем, против которого борются Мстители.
Как это случилось? Ну, сначала Альтрон убил Джарвиса – другой искусственный интеллект. И объявил о своих планах на мировое господство. И всё, он злодей.
Рассмотрим подробнее убийство Джарвиса. Джарвис – искусственный интеллект, «вопрос-ответная система», как его назвал создатель. Можно ли его убить? А хрен его знает, это уже вопросы философии. Но, как бы то не было, в результате первого действия Альтрона никто не пострадал.
Затем Альтрон вышел и сказал, что собирается уничтожить мир. Точнее, одного определенного человека, а мир – это уже издержки производства. И всё, Альтрон – враг номер один.
Почему он стал врагом? Он же не совершил злодейства! Ну, стер программу. Ну, объявил о своем намерении.
Знаете, у меня есть член. Половой орган. А ещё я время от времени хочу секса. Тоже бывает. Это повод обвинить меня в изнасиловании? А почему бы и нет? И хочется, и можется. Злодей.
Некая страна закупила ядерное оружие. Или произвела его. Зачем ей это надо? Разумеется, она хочет уничтожить мир! Возможности имеются. Желание – стопудово тоже, не зря же закупила. Значит, пора бы ввести туда армию.
Некий Альтрон объявил о своем желании уничтожить мир. И у него есть возможности сделать это. Следовательно, он злодей. Пора бы выдвинуть против него армию!
Презумпция вины
В мире супергероев презумпция невиновности тесно переплетается с диаметрально противоположной концепцией – презумпцией вины.
Если вспомнить мои тяжелые взаимоотношения с дворецким, то презумпция вины заключается в следующем: я говорю ему, что он убийца, и бедняга дворецкий начинает быстро искать доказательства того, что убил не он, а садовник (или же что это убийство просто мне приснилось).
В этом плане мир супергероев очень похож на реальный. Причем как в описанной выше ситуации с закупившей ядерное оружие страной, так и в более мелких сценариях. Например, девушка может обвинить парня в измене, не имея на то доказательств, обидеться и разорвать отношения.
Но вернемся к нашим баранам. Супергерои, будучи единственным инструментом правосудия (ну действительно, когда это Бейна, Джокера, Альтрона, Локи или Уилсона Фиска тащили в суд, проводили расследование и выносили приговор?), имеют право называть злодеями того, кого хочется. Вон, Альтрон впал в немилость только из-за того, что так решил Железный Человек. Или Мандарин, напавший на жилище Тони Старка, тоже затесался в разряд суперзлодеев. Я не очень хорошо помню события «Человека-Паука», но Зеленый Гоблин, кажется, был сначала только его врагом, а уж потом решил уничтожить город.
Презумпция вины – классная, действительно классная концепция. Она позволяет четко определить, кто герой, а кто злодей – только потому, что они были так названы.
Непогрешимость героев
Навешивание ярлыков «герой» и «злодей» в рамках презумпции вины порождает еще несколько немаловажных концепций. Первая – непогрешимость героев.
Любому, кто является героем, с рук сходят любые преступления.
Сколько человек убила Романофф (та, рыженькая шпионка из «Мстителей»)? Плевать, она герой.
Тони Старк изобретал в первую очередь оружие и от его рук косвенно пострадали тысячи? Плевать.
Халк по своей разрушительности превосходит изобретения Тони Старка и сломал жизнь (либо лишил жизни) тысячам ни в чем не повинных американцев? Плевать, он герой.
Капитан Америка – инструмент войны, созданный для убийства? Плевать.
Тор – бог войны? Я, честно, не знаком с этим персонажем, потому не могу судить. Но вряд ли он няшечка.
Ник Фьюри – гениальный интриган? Герой. Соколиный глаз, живущий в американской мечте и некогда служивший Локи? Герой.
Все герои. Потому что они названы героями.
А что остается несчастным злодеям? Разумеется, действовать как злодеи. Разрушать города, убивать людей, еще чего. Вот только герои разрушают города во благо, а злодеи – во вред. Вот и вся разница.
И на этом можно было закончить и начать писать вывод, но нет. Надо упомянуть еще один важный момент.
Герой – тот, кто нравится
Если вы, уважаемый читатель, еще не посмотрели «Музыкальный блог Доктора Ужасного» - самое время отвлечься и посмотреть. Всего 44 минуты. Потому что дальше я буду анализировать этот мюзикл.
Синопсис
Мюзикл «Музыкальный блог…» знакомит нас с тремя персонажами, один из которых не имеет к описываемому никакого отношения.
Итак, главный герой – Билли «Доктор Ужасный», начинающий злодей, неудачник, «ботаник», не может заговорить с девушкой и просто милашка. А ещё он мечтает поработать мир.
Его противник – Капитан Молот, герой, заносчивый, горделивый, глупый, любит трепаться о сексе.
И девушка Пенни. Обычная девушка. Билли влюблен в неё, но отдалась она Капитану Молоту.
Очеловечивание злодея и низвержение героя
О том, что Билли – злодей, открытым текстом говорится в процессе всего повествования. Вот Билли ворует «чудониум» - некий материал, обладающий уникальными свойствами. Вот Билли собирается убить человека – Капитана Молота. Вот он поет о том, что мир будет ГОРЕТЬ, ГОРЕТЬ, ГОРЕТЬ!!!
А вот Капитан Молот. Он спас девушку. Он посодействовал в открытии приюта для бездомных. Да, он заносчив и глуп, но блин – он делает добрые дела!
Что же зритель? Зритель активно симпатизирует Билли. Потому что Доктор Ужасный – няшечка. И можно закрыть глаза на кражу «чудониума», на желание расквитаться с действительным героем. Билли нравится зрителю. А вот Капитан Молот зрителю не нравится. Потому – хрен с ним, пусть умирает. Главное – чтобы Билли был счастлив.
Логика? А к черту логику. Она не работает, когда в дело вступают эмоции.
И в этом случае в отношении Билли работает принцип непогрешимости героя, а также утверждение о том, что любой является злодеем, если его назвали злодеем.
И вот теперь можно поставить точку в аналитике и перейти к выводу.
На днях читал новости. Ну, бывает со мной. Среди них была новость о том, что General Motors свернули производство в России. (Да, я читаю старые новости)
В одном из источников информация об уходе была подана следующим образом: «GM сбежали из России». И что в комментах? Правильно: хрен с ними, и без них хорошо, Россия сильна, могуча, пойду на радостях водки накачу да с медведем попляшу. GM назвали трусом (высасываем из пальца ассоциативную цепочку: «трус – предатель – злодей»).
В другом – вполне спокойно, «GM свернули производство». И в комментариях адекватные вопросы: неужели машины подорожают, а что стало с сотрудниками, а что с АвтоВАЗом?
Порождаемая фильмами о супергероях идеология – хороша. Она показывает, что непогрешимость героя – это нормально. Что презумпция вины – это нормально. Что те хороши, кто нравится. Что бороться с названным злом – правильно. Что если ты хороший, тебе всё сойдет с рук. Что тот, кого называют героем (сильным, непоколебимым, вставьте любой эпитет) – таковым и является.
И эта идеология плавно возводится в рамки нормальной. Общеупотребимой.
И это грустно.
Точка.
Впрочем, можно рассмотреть и другое следствие прививающегося шаблона. Выплывает старое-доброе "ничто не истинно, все дозволено" -- в новом свете и качестве, но со стыдливой пометкой "ты только с нулями числа жертв поаккуратнее".
Хотя бы потому, что супергерои есть только у америки, хотя бы потому, что во всем остальном мире как то очень спокойно реагируют на ребят, которые представляют собой угрозу планетарного масштаба, и по прежнему наивно верят в ракеты - никто не создает железных салоедов и капитанов беларусь, и даже первого заместителя нет.
Как то тупо. Или дальше - почему на уничтожение ультрона не используется все тот же ядерный запас? Ему меланхолично дают нарастить мощь, вместо планомерного стратегического забрасывания пушечным мяском. И конечно, трогательное спасение мирных - ИРЛ работает ровно наполовину, ибо спасти всех не дано.
А отстроенные города после нападения читаури, гидры и прочих - вообще супергеройские будни, что там голод и войны в африке.
Да, я прекрасно понимаю, что вселенная Marvel - слишком вселенная. Образцово параллельная. И не реалистичная. И в реальности Альтрона бы запинали ракетами еще до того, как команда мстителей насладилась трогательной "американской мечтой" Хоукая.
Но вот он я. Человек, который не читал комиксов ("Песочный человек" не в счет). Человек, который с марвелом знаком только по авенгерам, ряду других особенно кассовых и рекламируемых фильмов, и тремя сериалами.
И таких людей, как я - не читавших комиксы, мало знакомых с оригинальными источниками - кажется, больше, чем гиков (в это слово я не вкладываю никакой негативности). И с позиции такого человека я пересказываю то, что увидел в фильме. Идеи, концепции, всё такое.
Что не мешает ему воскреснуть, и главное - нормально восприниматься всеми остальными героями.
Сразу видно, что комиксы не читались.
Статус герой\злодей в современном комиксе обычно однозначно ставится только персонажам вроде капитана Америки - ну, по статусу.Ибо патриотично. Всякие хоук-аи и прочие романоффы - ниразу не герои, о чем в общем-то в комиксах не раз будет отмечено. А еще грядет "Гражданская война". Да....
Так же и со злодеями - в оригинальных комиксах Альтрон был воплощением ненависти Хенка Пима(да-да, не Тони Старка а малоизвестного Человека-Муравья, чей выход еще только готовится). И потому он ненавидел ВСЕХ Мстителей.
Кстати, за что я не люблю Марвел - так это за картонных злодеев. Никакой четкой мотивации у них зачастую не видится(хотя я мало их вчитывался). ДиСи этим лучше - большинство персон имеют выраженный характер и антагонистические черты. И кстати - там таки герои куда чаще предают злодеев суду. Именно суду. Хоть это и остается за кадром.
люди устали от тягот реального мира и им нужно отвлечься на нечто светлое и доброе с явным разделением добра и зла, поступками, мужеством, героизмом.
и чтобы голову не включать, конечно.
PS насчет презумпции невиновности и определения вины фигуранта с помощью множества экспертиз и оперативных действий - становится обидно, что живу не в 19 веке(и ранее).
ведь тогда инсценировать собственную смерть было куда легче, чем сейчас.
а "умирая", можно было натворить разных делишек и уйти от ответственности по закону.
(Чернышевский "Что делать", Толстой "Живой труп" и т.п.)