Бытует мнение, что каждый школьник может нарисовать сию картину. Точнее перерисовать. И значит это не искусство, как будто искусство - то, что трудно повторить. Тот же школьник сможет, к примеру, переписать и даже распечатать дома или у мамы на работе любой из рассказов Чехова, однако сомнений в том, что эти произведения - искусство не возникает. Думаю, "нарисовать картину" здорово отличается от "перерисовать" или "списать". Искусство ценят за оригинальность. И красоту. Квадрат оригинален, но о его красоте ведутся споры. И что значит красота? Картина Э. Мунка "Крик", она красивая? Все про нее слышали и все скажут да, пожалуй красивая. Но ведь там изображен ужас, уродующий кругом все краски мира. Красиво значит жизнеподобно и есть смысл.
На холсте изображены форма, цвет и больше ничего. Изображены условия написания любой картины, то, с помощью чего мы понимаем, что картина это картина.
В квадрате есть смысл - это предел условности.
Поймет ли обычный человек, что художественный объект здесь и есть условность - нет. И вообще я тут пизжу, потому что начитался и наслушался знатоков по этому поводу. Но, быть может, потому она и не понятна сразу, что люди привыкли к другим картинам, в которых есть что-то, кроме условности, и не могут избавиться от недостающего изобилия.
Теперь жизнеподобно ли это? Когда - нибудь во времена ренессанса это не было бы жизнеподобно, потому что жизнь была другая. В ней, например, не было того, что мы воспринимаем лишь условно: частицы, заряды, передача сигнала на расстояния, немыслимые размеры галактик и проч. проч. Все это мы не можем представить четко. Мир после научных открытий наполнился формальностями. Квадрат жизнеподобен потому что он изображает формальность, которая пришла в жизнь.
И вывод:
Черный квадрат является искусством настолько , насколько точка является частью предложения. Она не несет лексической нагрузки, как черный квадрат не несет очевидной красоты, но она необходима для красоты формальности, упорядоченности.
Слышал мнение, что черный квадрат есть матрица в которой задумано каждому рассмотреть то, что хочется. Школьнику и ребятам то, что они "и сами тебе нарисуют", работнику музея очень крутой картиной, потому что так критики сказали, а критикам тоже крутой картиной, потому что они шарят в моде и задумках автора.
Отчасти я согласен, ведь каждый задумывался: что в черном квадрате такого? И уже в этом его ценность. В том, что каждый, услышав о такой картине, удивился его простоте и вместе с тем славе и признанности и задумался: "почему?"