2009. Выходит триллер в сочетании с ужасами нидерландского режиссёра Тома Сикса под названием "Человеческая многоножка". Фильм тут же было раскритикован как журналистами, так и зрителями за излишнюю жестокость и аморальную натуралистичность в кадре, где из двоих молодых девушек и одного такого же молодого парня безумный учёный буквально делает многоножку, пришивая рот к анальному отверстию "соседа". Весьма неожиданная концепция даже для подобных бади-хорроров и прочего смежного треш-муви, которая впоследствии осталась в мейнстриме, а сам фильм стал культовым в узких кругах.
В чём можно уверенно согласиться с критиками, так это с тем, что фильм как триллер вышел не слишком уж выдающимся. Типичное жанровое кино, не столько концентрирующееся на повествовании и развитии интриги, сколько на агонии главного антагониста и самой, собственно, многоножке. Так, вероятнее всего, "ЧМ" и забылось бы как средне-мерзкий эксперимент Тома Сикса, однако же спустя два года выходит сиквел и тут уже становится интересно.
2011. "Человеческая многоножка 2" снят уже целиком в США. Томом Сиксом вкупе с продюсерами было принято решение сделать картинку в чб из-за обилия крови в кадре. Если с первой частью трилогии у людей было отвращение от фильма, то вторую, как обыватели, так и критики просто возненавидели. Сикс взял всё самое мерзкое из концепции "некто похищает людей и делает из них многоножку" и выкрутил её на максимум. Больше никакой пресловутой жанровости, никакого саспенса. Всё самое вкусное стартует с места в карьер и заканчивается лишь спустя полтора часа, проходящие через кровь, жуть, крики, беременных женщин и, разумеется, мерзкого антагониста, который уже не больной жуткий доктор. На смену ему приходит не менее жуткого вида низенький толстячок. Что самое интересное, если в первой части главными героями всё-таки были жертвы зловещего маньяка, за которыми зритель следил до самых титров, то здесь мы целиком и полностью наблюдаем за глав.гадом, сексуально удовлетворяющимся со "своим" изобретением, не сильно отвлекаясь на других персонажей. Слово "своим" отмечено кавычками не зря. Гг второй части подсмотрел многоножку из первой. А всё потому что начинается сиквел ровно с концовки "Человеческой многоножки". И это, на мой взгляд, ахуенное, простите, решение. Таким образом, Том Сикс ловко продолжает историю "многоножки", не задействуя старых персонажей, как это обычно бывает в подобных слэшер-хоррорах. Кроме всего, постмодерновое начало намекает зрителю: "Думали, первая часть похожа на правду? Хер там, то было всего лишь кино! Вот сейчас начнётся самая реалистичная жесть. Стартуем с трёх жертв, продолжаем на 12!". Разумеется, всегда есть вероятность, что режиссёр ничего подобного не задумывал, а начальная сцена и приглашение актрисы из первой части были всего лишь постмодерновыми немногочисленными шутками, однако спустя 4 года выходит триквел, выжимая концептуальность до абсолютного абсурда.
2015 год. Завершающая часть трилогии выходит в американский прокат и, о сюрприз-сюрприз, получает КРАЙНЕ негативную критику от всех, кого только можно. Разумеется проваливается в прокате, а Том Сикс уходит в небытие. Теперь на смену полной безжанрового потока треша сиквела приходит политическая сатира, комедия и чуть-чуть ужасов. Человеческая многоножка на этот раз состоит из...500 заключёных в одной из американских тюрем. Двумя центральными персонажами становятся совершенно поехавший и ровно настолько же завораживающий актёр из дебютного фильма и, соответственно, второй актёр из сиквела. Эти два собрата по безумию отыгрывают других персонажей, отличных от дилогии, однако же пресловутая постмодерновость этого выбора актёров даёт о себе знать уже с самого начала фильма. Так, один предлагает другому сделать человеческую многоножку из заключённых, после того как показывает ему фильмы. На что тот отвечает, дескать: "Такое говно мог снять только абсолютно ебанутый человек".
Ровно с этой фразы фильм начинает активно говорить на социальные темы типа коррупции, проблем в американских тюрьмах, толерантности и прочем. Каждую часть трилогии Том Сикс делает кульбит, меняя один жанр на другой, в конечном счёте, проводя концепт "человеческой многоножки" от тихого двора сумасшедшего учёного до огромного гос. учреждения, обернув её в социальное высказывание. Этому "эксперименту", кстати, отводится минут 15 хронометража максимум, что ещё больше позволяет фильму поговорить на другие темы, почти полностью отходя от концепции привычной, если можно так выразиться, чело-многоножки. Чувствуется, что автору в шляпе поднадоело фокусироваться на боли и крови, но взамен появилось желание высказаться своим фильмом. На мой взгляд, трилогия достигает того, чего не хватает хоррорам и франшизам, в целом -- ощущения прогрессии. Зритель, посмотревший первую часть, не догадается, что именно будет в следующей, а тот, кто посмотрел вторую, может просто обомлеть от третьей. Ведь она совершенно открыто стебёт первые две части, откровенно издеваясь над ними. Ещё бы, ведь в третьей части можно поглядеть на самого Сикса, который будет консультировать глав.героев, как бы получше сделать эту самую многоножку.
Я достаточно прохладно отношусь ко всем частям трилогии, кроме последней, однако вся франшиза целиком меня нехуйственно так впечатлила своей концептуальностью как внутри фильма, так и в переходах от одной части к другой. Такого развития серии хорроров я ещё не видел. Фильмы будто представляют некую антологию от разных режиссёров, где каждый автор представляет, каким он видит жанр хоррора для себя.
Окей. Пока я тут окончательно не расплескал в восторженном припадке, могу лишь посоветовать ПОПРОБОВАТЬ заценить всю трилогию целиком тем , кто не видел. А тем, кто видел и советовать нечего. Всё уже и без того знаете.