О любви к дальнему

Один отрывок из "Так говорил Заратустра", в котором я нашёл куда больше смысла, чем в любом другом. 

О любви к бли
жнему

Вы жмётесь к ближнему, и для этого есть у вас прекрасные слова. Но я говорю вам: ваша любовь к ближнему есть ваша дурная любовь к самим себе.

Вы бежите к ближнему от самих себя и хотели бы из этого сделать себе добродетель; но я насквозь вижу ваше "бескорыстие".

Ты старше, чем Я; Ты признано священным, но ещё  не Я: оттого жмётся человек к ближнему.

Разве я советую вам любовь к ближнему? Скорее я советую вам бежать от ближнего и любить дальнего!

Выше любви к ближнему стоит любовь к дальнему и  будущему; выше ещё, чем любовь к человеку, ставлю я любовь к вещам и призракам.

Этот призрак, витающий перед тобою, брат мой, прекраснее тебя; почему же э не отдаешь ты ему свою плоть и свои кости? Но ты страшишься и бежишь к своему ближнему.

Вы не выносите самих себя и недостаточно себя любите; и вот вы хотели бы соблазнить ближнего на любовь и позолотить себя его заблуждением.

Я хотел бы, чтобы все ближние и соседи их стали  для вас невыносимы; тогда вы должны бы были из самих себя создать своего друга с переполненным сердцем его.

Вы приглашаете свидетеля, когда хотите хвалить себя; и когда вы склонили его хорошо думать о вас, сами вы хорошо думаете о себе.

Лжет не только тот, кто говорит вопреки своему знанию, но ещё больше тот, кто говорит вопреки своему незнанию. Именно так говорите вы о себе при общении с другими и обманываете соседа насчёт себя.

Так говорит глупец: "Общение с людьми портит  характер, особенно когда нет его".

Один идёт к ближнему, потому что он ищет себя, а другой -- потому что он хотел бы потерять себя. Ваша дурная любовь к самим себе делает для вас из одиночества тюрьму.

Дальние оплачивают вашу любовь к ближнему; и если вы соберётесь впятером, шестой должен всегда умереть.

Я не люблю ваших празднеств; слишком много лицедеев находил я там, и даже зрители вели себя часто как лицедеи.

Не о ближнем учу я вас, но о друге. Пусть друг будет для вас праздником земли и предчувствием сверхчеловека.

Я учу вас о друге и переполненном сердце его. Но надо уметь быть губкою,  если хочешь быть любимым  переполненными сердцами.

Я учу вас о друге, в котором мир предстоит завершенным, как чаша добра, -- о созидающем друге, всегда готовом подарить завершенный мир.

И как мир развернулся для него, так опять он свертывается вместе с ним, подобно становлению добра и зла, подобно становлению цели из случая.

Будущее и самое дальнее  пусть будет причиною твоего сегодня: в своем друге ты должен любить сверхчеловека как свою причину.

Братья мои, не любовь к ближнему советую я вам -- я советую вам любовь к дальнему.

Так говорил Заратустра.
nektome.blog https://nektome.blog/ +7 (927) 2893774
Копипаста
Размышления
Литература
| Комментариев: 5
    Новых комментариев: 0
  1. 0
    Здорово, что репостнул)) у меня всё руки не доходили почитать) а тут прекрасный отрывок)

    Не в духе, конечно.. Ведь для того, чтобы понять идею, где "ТЫ старше, чем Я", надо иметь способность реально задуматься о концепции "ты" (нас учат говорить "не_я"), затем задуматься о появлении в человеческом сознании "я", затем их соотнести...
    Я больше за собственные исследования и эксперименты
    #
    Написал(а) Hesperus
  2. 0
    Слушай, здорово. Спасибо.
    Water: Но это ведь даже не мой текст... ты тоже понял его примерно так же, как я? А не в духе "падающего толкни", как аноны ниже.
    #
    Написал(а) Hesperus
  3. 0
    Так же понимаю, как и в 15, да. Падающего - подтолкни, потому что он неполноценный, а люби идеал - сверхчеловека. Если мы будем тянуться не к слабому ближнему, утешая ущербность друг друга, а к сильной идее, то мы и сами укрепимся духом (дух должен танцевать, как в "Весёлой науке").
    Да, этот текст - аутотерапия Ницше, ему это было нужно. И то, что во многих это срезонировало, лишь подчёркивает неполноценность и ущербность "человеков", которые ищут своего ловца.
    Water: Интересно, но почему-то я понял это совсем по-другому. Что текст в первую очередь о стремлении человека бежать от себя в толпу, к тем, кто разделяет схожие убеждения и поддерживает у него хорошее мнение о себе. И соответственно отвергать тех, кто не стал частью этой толпы ("и если вас пятеро, шестой должен умереть"). И о том, что стоит искать тех, кто не будет с тобой согласным и не будет поддерживать твои иллюзии, но вместо это может дать куда большее.
    #
    Написал аноним
  4. +1
    Здесь много слов: себя, себе, свою. Какая любовь тогда к ближнему если, думать о своем о себе?

    Любовь к ближнему это когда полностью растоптал себя ради ближнего, чтобы ближнему было удобно и хорошо. Если не хочешь, чтобы ближний впал в печаль и ради него смиришь себя, значит для тебя он представляет из себя не просто слово "ближний", как их принято называть, а действительно ближнего. Научишься любить ближнего, научишься любить и дальнего. Как научиться любить дальнего если не научился любить ближнего?

    Ближние как раз и есть хороший тренажер любви. Они во первых всегда под рукой и во вторых, никто с тебя так не спросит как ближний. Дальние будут вести этикет беседы, будут бояться чего-то договоравать, чтоб вас не смутить и вообще с дальними очень приятно общаться, они стараются вести себя хорошо, чтобы произвести хорошее впечатление о себе. А с ближним ты столкнешься как нельзя лучше, столкнешься с правдой глаза в глаза)
    Water: Ну далеко не всегда любить дальнего легче, чем ближнего, есть куча обратных примеров. Да и ближний это кто - родственник, или сосед, или соплеменник, или единомышленник? Может мы вообще по-разному понимаем это слово.
    #
    Написал(а) Август
  5. 0
    Эх, где мои 15 лет, когда я тоже зачитывался Нитшой?)
    Water: Там же, где и мои, наверное, ведь я эту книгу читаю не первый раз. Но если ты до сих пор понимаешь этот отрывок так же, как понимал в 15 лет, то интересно, какую ты мысль там увидел.
    #
    Написал аноним