Причина успеха темы - в замахе на заведомо недоступное и сказочное изменение реального мира с помощью "волшебной" машины времени. Ведь наверное у каждого человека есть в жизни с десяток ситуаций, которые он хотел бы изменить. Или же просто любопытно заглянуть в будущее и посмотреть, что станет с тобой потом.
И всё это хорошо, если воспринимается как очередная сказка с моралью и выводами.
Но тут вам не мультик или комикс с файерболами и левитацией. Сюжеты в книгах расписаны реалистично с некоторыми художественными допущениями. А в фильмах, всё говорят убедительная картинка и эффекты.
Однако, с точки зрения реального мира, стоящего на научных китах и обывательском мышлении, нужно совсем немного, чтобы понять, что всерьез эти произведения принимать не стоит.
В этом посте я сделал некоторую подборку ляпов о путешествиях во времени с пояснениями по известной классической кинотрилогии "Назад в будущее". То есть речь о художественной выдумке, которая в принципе невозможна в реальном мире.
Спойлер: в большинстве случаев нам даже не потребуются серьезные научные знания.
1. Предисловие о "Назад в будущее"
Классика фантастического кино про путешествия во времени. Любопытно, что тема перемещения сквозь время, как ни странно, является лишь фоном для донесения до зрителя разумного, доброго, вечного.
В первой части герой не меняется сам, но меняет своё окружение с помощью вполне естественных действий.
Во второй и в третьей части уже сам Марти из-за своих недостатков создает кучу проблем, которые вынужден решать и в итоге преодолевает себя, меняясь к лучшему.
А в конце трилогии вообще звучит мысль о том, что наше будущее нигде не записано.
Так что, старайтесь сделать то, что хотите и всё должно получиться.
Ну да ладно, а теперь давайте поговорим о ляпах и явной выдумке в этой классике.
2. Ляпы или художественная выдумка
Первый ляп - это линия времени, которая не меняется для главных героев. Сюда же стоит записать медленное исчезание Марти с фотографии. Или непонятки с перекрещиванием воспоминаний от старой и новой реальности вообще не показаны.
Всё-таки, если бы путешествия во времени существовали на самом деле именно по концепции "Назад в будущее", то люди должны были исчезать сразу же.
Второй ляп - в самой концепции фильмов. С помощью машины времени человек возвращается в прошлое и что-то изменяет так, что по возвращении попадает в новую реальность. Идея смотрится красиво для кинофильма, но не совсем понятно, куда девается предыдущая временная линия?
К тому же, как показывают исторические процессы, одно маленькое изменение в истории может внести существенный дисбаланс на долгие века вперед. Читал я одного местечкового фантаста, что в своей книге описывал путешествие во времени для убийства Гитлера. А потом герой вернулся в мир, поглощенный красным знаменем чуть менее. чем полностью.
К тому же, как показывают исторические процессы, одно маленькое изменение в истории может внести существенный дисбаланс на долгие века вперед. Читал я одного местечкового фантаста, что в своей книге описывал путешествие во времени для убийства Гитлера. А потом герой вернулся в мир, поглощенный красным знаменем чуть менее. чем полностью.
Как бы то ни было, концепция множественных линий времени кажется более реалистичной, если допустить гипотетическую возможность перемещения во времени.
То есть, Марти бы действительно попадал в новую реальность своего настоящего, но непременно бы столкнулся с самим собой из этой же линии времени. И дальше могли быть ляп на ляпе.
Наконец, третий ляп трилогии - в перемещении в будущее. А ведь идея кажется очень полезной - взял, да слетал вперед, чтобы узнать, как сложится твоя жизнь, "если всё пойдет своим чередом".
Только вот. есть одна загвоздка - в обывательском смысле некое абстрактное будущее кажется неопределенным и зависящим от выборов, что мы совершаем каждый день, НЕ ЗНАЯ конечного исхода.
Например, вы через 5 лет будете участвовать в олимпиаде и займете 1 место в регионе с помощью упорной подготовки, хороших способностей и даже щепотки удачи.
Однако, сейчас вы путешествуете вперед и видите, что всё сложилось. Ставлю свою шляпу, что будущее уже изменилось С ЭТИМ полученным знанием. То ли готовиться станешь менее усердно, то ли понадеешься на авось, а может и удача не сработает.
То есть, Марти бы действительно попадал в новую реальность своего настоящего, но непременно бы столкнулся с самим собой из этой же линии времени. И дальше могли быть ляп на ляпе.
Наконец, третий ляп трилогии - в перемещении в будущее. А ведь идея кажется очень полезной - взял, да слетал вперед, чтобы узнать, как сложится твоя жизнь, "если всё пойдет своим чередом".
Только вот. есть одна загвоздка - в обывательском смысле некое абстрактное будущее кажется неопределенным и зависящим от выборов, что мы совершаем каждый день, НЕ ЗНАЯ конечного исхода.
Например, вы через 5 лет будете участвовать в олимпиаде и займете 1 место в регионе с помощью упорной подготовки, хороших способностей и даже щепотки удачи.
Однако, сейчас вы путешествуете вперед и видите, что всё сложилось. Ставлю свою шляпу, что будущее уже изменилось С ЭТИМ полученным знанием. То ли готовиться станешь менее усердно, то ли понадеешься на авось, а может и удача не сработает.
И каково же будет удивление путешественника во времени, когда его круиз в будущее уже изменил реальность, да совсем не к лучшему.
А в кино всё просто - ваши дети попадут в беду, пора их спасать. А может спасем Марти от автокатастрофы, которая стала поворотным моментом в этой линии времени? Ну нет, так нельзя, тогда герой не изменится, и мораль не сработает.
Кстати, человек, который узнает о смерти близкого в будущем, непременно попытается воспрепятствовать естественному течению событий и непонятно, к чему приведет эта инициатива.
Короче говоря, во второй части "Назад в будущее" реальность должна была поменяться уже с получением знаний о будущем. Ну и практика показывает, что слабых людей могут вытянуть сильные близкие, которые к тому же будут точно знать будущее.
3. Настоящее путешествие во времени
А в кино всё просто - ваши дети попадут в беду, пора их спасать. А может спасем Марти от автокатастрофы, которая стала поворотным моментом в этой линии времени? Ну нет, так нельзя, тогда герой не изменится, и мораль не сработает.
Кстати, человек, который узнает о смерти близкого в будущем, непременно попытается воспрепятствовать естественному течению событий и непонятно, к чему приведет эта инициатива.
Короче говоря, во второй части "Назад в будущее" реальность должна была поменяться уже с получением знаний о будущем. Ну и практика показывает, что слабых людей могут вытянуть сильные близкие, которые к тому же будут точно знать будущее.
3. Настоящее путешествие во времени
Кажется, еще Эйнштейн приводил пример возможного путешествия во времени при перемещении объекта со скоростью, близкой к скорости света.
Основная идея в том, что время для наблюдателя за объектом и время самого объекта течет по-разному, происходит искривление времени, в котором и происходит условное путешествие.
Так что, если представить себе супербыстрый шаттл, который отправляется на сотни световых лет от Земли, а затем возвращается, то вполне вероятно, что возвращенцы будут чувствовать себя путешественниками во времени.
Основная идея в том, что время для наблюдателя за объектом и время самого объекта течет по-разному, происходит искривление времени, в котором и происходит условное путешествие.
Так что, если представить себе супербыстрый шаттл, который отправляется на сотни световых лет от Земли, а затем возвращается, то вполне вероятно, что возвращенцы будут чувствовать себя путешественниками во времени.
В любом случае, если у кого есть пояснения по поводу такого перемещения во времени, напомните, надо освежить знания.
PS Как-то с ребятами болтали на тему путешествий во времени. Одна впечатлительная девушка ляпнула - дескать, я обязательно в будущем буду счастлив с кем-то.
Это что же, надо отправиться в будущее и посмотреть, права ли она?
Однако, я отрезал её аргументы легко и просто - сказав, что будет очень весело, если я прилечу в свое будущее через 20 лет и обнаружу себя лежащим в могиле. Да уж, счастье. оно такое.
PS Как-то с ребятами болтали на тему путешествий во времени. Одна впечатлительная девушка ляпнула - дескать, я обязательно в будущем буду счастлив с кем-то.
Это что же, надо отправиться в будущее и посмотреть, права ли она?
Однако, я отрезал её аргументы легко и просто - сказав, что будет очень весело, если я прилечу в свое будущее через 20 лет и обнаружу себя лежащим в могиле. Да уж, счастье. оно такое.
а вот с путешествием вперед непонятно - вот Марти и Дженифер прыгнули в 2015-й, тем самым исчезнув из своего 1985-го, тогда как они могут существовать в своих старших версиях в будущем?
всё-таки, в первой части изменения касались других людей, а потому возможные ляпы - не такие уж и ляпы.
Фанатская теория гласит, что машина глохнет каждый раз, когда в это же время перемещается другая машина.
Так например, Марти прибыл на 15 минут раньше - в ту самую минуту, когда Док отправил Эйнштейна. В конце первого фильма машина глохнет перед ударом молнии, потому что в ту же минуту молния в другой части Хилл-Велли перенесла в 1885 еще одну машину, ту которая летала над еще не построенным районом Марти.
а у Марвел - развлекуха ради развлекухи с примитивной моралью.
Просто признай, что в "Марвел" не лучшие сценаристы. Плюс у нас осталась Небула и Гамора!
в этот момент я понял, что путешествия во времени у Марвел - всего лишь затычка, и сравнения с "Назад в будущее" не выдерживают даже по части фантастики.
даже петля времени из терминатора кажется не столь дурацкой, хотя и её пытались похерить сиквелами и перезапусками.
короче, коммерческие нюансы похерили концепцию путешествий.
возможно, что путешествия во времени невозможны как раз из-за путаницы с таймлайнами и бесконечными множествами альтернативных линий, которые в конце концов приведут к крушению вселенной.
ведь когда он вернется, то уже не сможет повторить то первое течение событий, как в примере с олимпиадой.
так что, предопределенность будущего таки есть, но лишь пока нет конкретной информации и это притом, что задним числом можно посмотреть на уже прошедшие события и примерно предсказать действия конкретного человека и некие варианты исхода.
например, рассмотрим стороннего человека, имеющего некий набор качеств и навыков, да его ситуацию встречи с разбойниками на улице, которые нападают на девушку.
зная человека заранее, можно предсказать, что он, как и в прошлые 10 подобных раз, не пройдет мимо, вступится и влезет в драку.
но именно в этот раз ему уготована смерть от ножа.
зная всё это, летим в прошлое и предупреждаем товарища - вот здесь и здесь не лезь на рожон, иначе погибнешь.
и что на выходе? либо он не поверит, либо охотно пропустит этот раз, но обязательно нарвется на смерть в какой-то из следующих потасовок.
а беда в том, что точных параметров, строго определяющих неизменяемое течение событий для человека в реальности наперед мы не знаем ни о ком, даже о себе.
заглянув же в будущее, мы читерим, но неизвестно, поможет это в настоящем или сделает только хуже.
Во-первых, все же не "ляпы"(грубые ошибки, допущенные сценаристом) а таки суровые сценарные "допущения", выдумка, делающая фильм рабочим. И все же.
1)Линия времени, которая не меняется для главных героев.
У нас тут не спидфорс, чтобы смешивать воспоминания героев из их реальности и той, которую они создают,а в начале фильма нам ясно дали понять, что путешественник становится вневременным объектом - изымается из потока времени и помещается в него в ту секунду, в которую происходит перемещение. Вспоминаем опыт с эйнштейном, который совершил путешествие за минуту, хотя с его точки зрения оно было мгновенным.
2)В самой концепции фильмов.
Концепция для научной фантастики как раз самая вкусная - история вообще-то не знает сослагательного наклонения, и лишь такие вот "машины времени" дают нам возможность поразмышлять - а что если Гитлер учился бы живописи, или умер во младенчестве? Потому то и нужен пункт 1 из моего объяснения - в своих мысленных экспериментах авторы псевдоисторическооой фантастики сами становятся машиной времени.
3)Перемещения в будущее.
И тут мы приходим к интересному парадоксу. Док в конце третьего фильма говорит нам о неопределенности будущего, о том, что мы сами пишем свою судьбу - при этом бумага в руках Дженнифер не исчезает, а лишь белеет, оставляя чистый лист - хотя по логике вещей должна была исчезнуть сразу по прибытию, ведь так?
И в этом самый классный и грандиозный хак фильма, который мало кто понимает. Даже когда Док Браун объясняет нам все во второй части.
Путешественник во времени выпадает из временного потока, но сам таймлайн не изменяется - поэтому снимок из будущего, захваченный Марти, меняется, только когда он на него смотрит, а не мгновенно, листок бумаги не растворяется, а белеет - ведь уверен, эта бумага все равно будет выпущена и на ней будет что-то напечатано, а коробок спичек во второй части служит Марти надежным индикатором, что все в порядке.
например, во второй части линия разделилась и одна запросто заместила другую, сцену с исчезанием Биффа вырезали, хотя, по идее, последовательность событий должна была измениться мгновенно (по возвращении Биффа), и уж всяко Марти с семьей в том месте уже бы не жили.
ну и постепенное исчезание Марти с фото - тоже явная условность.
вообще, насчет единой и неизменной линии времени мне понравился один старенький сериал "Полицейские во времени", где самая мякотка в том, что стартовые события серии происходят уже с учетом будущего путешествия тех же героев.