Ах да, тут рядом, совсем близко.
Казалось бы, подумаешь, опять это самолюбование и желание показать свою значимость без особой запарки насчет формы и содержания. Ну, таких чудаков всегда было в избытке - пенсионерки в поликлинике вам подтвердят.
Но, что если я скажу, что эта упомянутая форма назидательного и поучительного общения - давно уложенная культурно-этическая норма поведения?
И если в примерно равном возрастном диапазоне такое обращение выглядит вычурно, то в случае взаимодействия разновозрастной аудитории, внезапно, применяется повсеместно.
И если в примерно равном возрастном диапазоне такое обращение выглядит вычурно, то в случае взаимодействия разновозрастной аудитории, внезапно, применяется повсеместно.
Старшие поучают младших, обычное дело.
Только возникает один вопрос, где же здесь границы разумного? На что стоитобижаться обратить внимание и начать противодействовать, а что можно пропустить и не париться.
Да и как вообще противодействовать, чтобы не словить потоки говна в свою сторону?
Давайте разбираться.
Только возникает один вопрос, где же здесь границы разумного? На что стоит
Да и как вообще противодействовать, чтобы не словить потоки говна в свою сторону?
Давайте разбираться.
Во-первых, стоит упомянуть обоснование для существования такой надменной модели поведения.
Тут всё просто: Я старше => у меня больше опыта => у меня в порядке эмоции, варит котелок, а значит имеется больше достижений, чем у тебя => Я буду тебя поучать, чтобы ты следовал моему примеру и тем самым подтверждал мою значимость своим опытом
Тут всё просто: Я старше => у меня больше опыта => у меня в порядке эмоции, варит котелок, а значит имеется больше достижений, чем у тебя => Я буду тебя поучать, чтобы ты следовал моему примеру и тем самым подтверждал мою значимость своим опытом
Понятно, что в эту цепочку можно вставить и пользу в виде предложения относительно юному собеседнику освоить чужой опыт и не набивать обидных шишек.
Да и вообще, если бы конфликт поколений не был завязан на ЧСВ, то именно младшие ребята могли бы вдоволь использовать годное взаимодействие со старшими себе на пользу (чего у нынешних старших, например, не было в своё время - опытные шишки-то как бы намекают).
Да и вообще, если бы конфликт поколений не был завязан на ЧСВ, то именно младшие ребята могли бы вдоволь использовать годное взаимодействие со старшими себе на пользу (чего у нынешних старших, например, не было в своё время - опытные шишки-то как бы намекают).
В общем, выходит, что эта назидательная форма общения верно служит своим исполнителям, а потому, хотя бы из общих соображений, должны бы причинять ущерб другой стороне.
Вот, собственно и весь механизм зарождения обиды - конечно же, никому не понравится, когда за их счёт пытаются самоутвердиться, да еще и порой в грубоватой публичной форме.
Но погодите, мы же не воспринимаем всерьез бурчание пожилых чудаков в общественных местах? Или даже не шибко вникаем в причитания своих родственников почтенного возраста.
Тогда отчего какой-то старший хрен в интернете или в жизни именно, что вызывает дискомфорт и эдакое чувство обиды?
То-то и оно, что где-то тут и зарыт топор войны, из-за которого и мутится вся эта каша.
Да, война между поколениями - это непременная составляющая функционирования общества.
А всё потому, что наши юные друзья, в свою очередь, искренне желают скорее стать опытными, приобрести репутацию и значимость, то есть торопятся условно "приравняться" к тем самым "учителям".
Ведь кажется, что как только произойдет уравниловка, назидательный тон сменится на уважительный и всё будет чики-пуки.
В результате, надменный тон старших и желание повоспитывать объясняются желанием самоутверждения, а ответная обида младших... все тем же желанием, только с другой стороны.
Вот вам и вся концепция войны без особых причин.
То-то и оно, что где-то тут и зарыт топор войны, из-за которого и мутится вся эта каша.
Да, война между поколениями - это непременная составляющая функционирования общества.
А всё потому, что наши юные друзья, в свою очередь, искренне желают скорее стать опытными, приобрести репутацию и значимость, то есть торопятся условно "приравняться" к тем самым "учителям".
Ведь кажется, что как только произойдет уравниловка, назидательный тон сменится на уважительный и всё будет чики-пуки.
В результате, надменный тон старших и желание повоспитывать объясняются желанием самоутверждения, а ответная обида младших... все тем же желанием, только с другой стороны.
Вот вам и вся концепция войны без особых причин.
Спрашивается, что же делать, если ты попал под замес случайно и вообще не хочешь что-то кому-то доказывать, приравниваться, а живешь своей жизнью?
К сожалению, жизнь в обществе без контактов с теми или иными его представителями невозможна.
Ну и давайте представим юношу, который налетает на важного старшего типа, который возжелал поучить.
Или же представим, напротив, уже старшего, который столкнулся с чрезвычайно прытким младшим товарищем, который искренне хочет почувствовать себя значимым в чужой возрастной категории.
А рецепт противоядия довольно прост - не брать лишнего в голову, не выпендриваться и включать голову, а не эмоции.
Приведу несколько примеров.
Проще начать с позиции условно "младшего", в которой даже в свои бородатые годы в некоторых ситуациях выступаю и я.
Обычно поучениям со стороны сопутствует некий абсолютизм - вот так, и никак иначе.
Но здравомыслящий человек даже без опыта понимает, что в этом мире нет ничего абсолютного. Значит любой момент в принципе можно оспорить.
Но и оспаривать можно по-разному. Младшие ребята часто не думают, что чаще всего не стоит грубо и резко отвечать недоверием и отрицанием. Можно просто задавать наводящие вопросы, и аккуратно высказывать сомнения в форме риторических утверждений.
Вот, скажем, мне один из начальников как-то упорно втирал мысль о том, что людям нужно верить по умолчанию, а уже потом ""доверяй. но проверяй" и так далее.
Я осторожно выказывал сомнения и мягко настаивал на своей позиции (с точностью наоборот - по умолчанию относиться осторожно и внимательно, а уже потом, при случае, можно и поверить, если ничто не будет вызывать сомнений).
К сожалению, жизнь в обществе без контактов с теми или иными его представителями невозможна.
Ну и давайте представим юношу, который налетает на важного старшего типа, который возжелал поучить.
Или же представим, напротив, уже старшего, который столкнулся с чрезвычайно прытким младшим товарищем, который искренне хочет почувствовать себя значимым в чужой возрастной категории.
А рецепт противоядия довольно прост - не брать лишнего в голову, не выпендриваться и включать голову, а не эмоции.
Приведу несколько примеров.
Проще начать с позиции условно "младшего", в которой даже в свои бородатые годы в некоторых ситуациях выступаю и я.
Обычно поучениям со стороны сопутствует некий абсолютизм - вот так, и никак иначе.
Но здравомыслящий человек даже без опыта понимает, что в этом мире нет ничего абсолютного. Значит любой момент в принципе можно оспорить.
Но и оспаривать можно по-разному. Младшие ребята часто не думают, что чаще всего не стоит грубо и резко отвечать недоверием и отрицанием. Можно просто задавать наводящие вопросы, и аккуратно высказывать сомнения в форме риторических утверждений.
Вот, скажем, мне один из начальников как-то упорно втирал мысль о том, что людям нужно верить по умолчанию, а уже потом ""доверяй. но проверяй" и так далее.
Я осторожно выказывал сомнения и мягко настаивал на своей позиции (с точностью наоборот - по умолчанию относиться осторожно и внимательно, а уже потом, при случае, можно и поверить, если ничто не будет вызывать сомнений).
"Ну, вы не правы, у вас каша в голове" - Окей, принято, каша, так каша, пойду поем.
И представьте себе, очень скоро возникла рабочая ситуация. в которой нам необходимо было помещение под мероприятие. Непосредственное руководство агрессивно урезало бюджет и возможности, и даже наложило некие запреты.
Да, ситуация хреновая - говорю я. На что, тот самый начальник отвечает, что переживать не о чем, у нас много знакомых и сочувствующих, так что обратимся и наверняка найдем место, где можно провести праздник.
Да, ситуация хреновая - говорю я. На что, тот самый начальник отвечает, что переживать не о чем, у нас много знакомых и сочувствующих, так что обратимся и наверняка найдем место, где можно провести праздник.
Людям нужно верить. Можно надеяться на знакомых. Хорошие отношения с некоторыми важными людьми могут оказаться полезными - вот главная суть того поучения.
Однако, на практике же, когда наши ребята сходили и поговорили с важными знакомыми, те им наобещали в три короба и всё равно дело заглохло, то есть никто ничего не предоставил.
Однако, на практике же, когда наши ребята сходили и поговорили с важными знакомыми, те им наобещали в три короба и всё равно дело заглохло, то есть никто ничего не предоставил.
А надеяться в итоге пришлось только на свои силы, то есть на ближайшее окружение.
И уже позже, когда мы обсуждали ситуацию, от меня даже не потребовалось дополнительного вопроса в ироничной форме в духе "Так, вы же говорили, что людям нужно верить, так, почему же в этой ситуации это как-то не сработало?"
Но на деле хватило моей ехидной улыбки, которую пришлось принять и развести руками - да, так бывает, что поделать.
И уже позже, когда мы обсуждали ситуацию, от меня даже не потребовалось дополнительного вопроса в ироничной форме в духе "Так, вы же говорили, что людям нужно верить, так, почему же в этой ситуации это как-то не сработало?"
Но на деле хватило моей ехидной улыбки, которую пришлось принять и развести руками - да, так бывает, что поделать.
А это означало, что в противодействии поучению в конкретной ситуации можно сказать концептуальная победа была за мной.
То есть, меня надменно пытались поучить, а я и сам с усами, который оказались, как минимум не хуже чем то, чему учили.
То есть, меня надменно пытались поучить, а я и сам с усами, который оказались, как минимум не хуже чем то, чему учили.
Вот, собственно и секрет противодействия - надо анализировать входящие данные и стараться найти дырки и неочевидные моменты, которые затем аккуратно поставить под сомнения.
Ну и ждать конкретной жизненной трудности, в которой именно сомнения, а не абсолютизм выйдут в первый приоритет.
Ну и ждать конкретной жизненной трудности, в которой именно сомнения, а не абсолютизм выйдут в первый приоритет.
А это самое, "меня поучили, а я обиделся" - ну, как-то несерьезно. Ты даже не попытался срезать этого учителя, не подумал о форме ответа и просто врубил девочку. Как-то это слабенько.
Интересен, кстати и взгляд с другой стороны баррикады.
Действительно, что если поменять местами слагаемые в упомянутом противоборстве и встать на роль "старшего"?
Казалось бы, ты здоровый человек, никому ничего не должен, и значит совершать типичных ошибок с назиданием и поучением не будешь? А вот и нет.
Иной раз встречаются такие ушлые юные кадры, что лезут везде и всюду, наклеивают на себя дутую уверенность, подмазываются и подлизываются, да хотят сойти за своего, что диву даешься.
Действительно, что если поменять местами слагаемые в упомянутом противоборстве и встать на роль "старшего"?
Казалось бы, ты здоровый человек, никому ничего не должен, и значит совершать типичных ошибок с назиданием и поучением не будешь? А вот и нет.
Иной раз встречаются такие ушлые юные кадры, что лезут везде и всюду, наклеивают на себя дутую уверенность, подмазываются и подлизываются, да хотят сойти за своего, что диву даешься.
Ни чести. ни чувства такта, как будто всё так и должно быть.
Соответственно, противодействие может потребоваться и в этом случае.
Выходит, что с помощью общепринятого назидательно-поучительного тона в адрес прыткого юноши старший ставит границы общения, что можно, а что нельзя. И он имеет на это право.
Соответственно, противодействие может потребоваться и в этом случае.
Выходит, что с помощью общепринятого назидательно-поучительного тона в адрес прыткого юноши старший ставит границы общения, что можно, а что нельзя. И он имеет на это право.
Да, внезапно, несмотря на популярное желание "молодиться" со стороны старших, заслуживает внимание и мысль о том, что некоторые опытные люди могут банально не желать связываться с определенными представителями молодёжи.
Вернее, формально взаимодействие может быть уместно, но с соблюдением границ.
А если человек лезет впереди паровоза, да еще и метит на уравниловку - ну, нет, дружочек, знай своё место и получай конкретный назидательный тон.
На который, в свою очередь, можно и нужно реагировать как? Ну, конечно, осторожными сомнениями, попытками разобраться и проанализировать ситуацию, а также найти альтернативные варианты.
Я уверен, что любой младший товарищ, который раз за разом покажет такие способности, так или иначе заслужит уважение у адекватных старших. А значит, и надменный воспитательный тон уже станет не нужен.
Что имеем в итоге? Очередную трактовку конфликта поколений, да в контексте своеобразной культурно обоснованной формы общения.
Причем, как с той, так и с другой стороны есть разные возможности по разрешению возникающих противоречий.
Спрашивается. почему этим всем, как правило, не пользуются? Так, понятное дело, это слишком сложно. Проще обижаться или же давить абсолютизмом.
Спрашивается. почему этим всем, как правило, не пользуются? Так, понятное дело, это слишком сложно. Проще обижаться или же давить абсолютизмом.